Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 168   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168 169  170  171  172  173  174  175  176 

- 168 —

лают в свой среду неверующих, с целью привести их впоследствии к Богу. Женевский Синий Крест есть тип этого рода обществ.

Средства действия францусского общества трезвости несколько иные. Бог и вода не могут быть его девизом; что касается до безусловного воздержания, то эта категорическая мера насчитывала бы очень мало сторонников. Не унижая нисколько режим воды, францусское общество не рекомендует его более специально, чем всякий другой, оно проповедует главным образом употребление натуральных напитков, заботится о просвещении народонаселения на счет опасностей алкоголизма, высказывая мнения и давая советы, занимается устройством заведений для продажи здоровых напитков; старается доставлять своим членам не подмешанные напитки, и проч., словом, оно борется против яда, стараясь познакомить с ним, указывая на его натуральное противоядие. Оно сильно содействовало изданию закона о пьянстве 1873 г.; взяло на себя инициативу на международных конгресах (1878 и 1889 г.) и способствовало весьма значительными пожертвованиями распространению принципов умеренности? Lunier был секретарем общества до своей смерти. „Мы обязаны почтить его память заявлением, что за эти последние годы не было ни одного труда об алкоголизме и его индивидуальных и общественных последствиях, который не был вдохновлен его личным участием41. Эти слова L iu it находят себе отклик среди всех лиц, заботящихся об общественном благе, справедливо безпокоящихся о последствиях одного из самых тяжелых общественных бедствий.

Нравственное влияние обществ трезвости неоценимо; нельзя не радоваться его расширению. Мы не против того, чтобы рекомендовать специально водяной режим, но не сделаем его безусловно обязательным дня всех членов общества, так как может быть было бы весьма

— 169 —

трудно перенести симпатии любителей вина на воду. Перерождение должно начаться с ребенка, и с этой точки зрения понятна полезная роль, которую могли бы играть в обществе учитель и врач; первый призван к образованию ума ребенка в известном направлении; второй, может оказывать весьма большое влияние на семью, блогодаря своим советам, которым во многих случаях будут следовать, если только он будет высказывать их с убеждением.

Нравственные средства в тесном смысле этой слова. Мы убеждены, что между средствами борьбы против злоупотребления и даже просто употребления алкоголических напитков, самыми действительными являются средства нравственные. Общества трезвости и пропаганда ясно это показали. Мы не можем устоять против желания напомнить здесь красноречивые слова которыми закончил свой речь Chauffird в достопамятных прениях об алкоголизме, происходивших в 1871 году в Академии: „Другие, а не мы, говорил он, доставят средство против этого постыдного зла. Эта задача выпадает на долю тех, которые образуют и укрепляют тело и дух современных поколений; эти поколения надо учить и морализовать. Помните хорошенько, что одного обучения недостаточно. Напрасно было бы уяснить нашему народу гибельное действие алкоголя которое, впрочем, ему известно; он, тем не менее, не перестанет увлекаться удовлетворением своих грубых потребностей, Никогда чувство не удерживало народные массы; чтобы остановить людей от увлечения страстью, надо заставить проникнуться нравственными идеями: идеею долга и самоотвержения, самопожертвования и самоотречения14. Bergeron в конце своего столь важного доклада точно также приходит к заключению о пользе образования и морализации масс. И в этом вопросе Lunier должен был опять возвысить свой авторитетный голос: „Средство, говорит он, которые я не колеблясь вместе с экономистами и филантропами поставлю на первый план,



Hosted by uCoz