Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 134   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134 135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176 

-134 —

публичную санкцию, весьма признанную, акта осуждае-мого моралью, которую мы должны уважать, как бы условна она ни казалась. Он преследует акт в его внешнем проявлении и, следовательно, в том, что он заключает в себе вредного не для того, чья нравственная чувствительность может быть этим оскорблена.

Он действует здесь так же, как против нищенства, этой другой общественной язвы, часто, впрочем, присоединяющейся к пьянству. Он представляет собой средство вложить в голову людям, во что бы то ни стало, принципы, из которых общество надеется извлечь наилучшую часть своего блогосостояния.

Неотложно, поэтому, не только видеть применение этого закона во всей его строгости, но хорошо его сделать еще более репрессивным. Что значит для привычного пьяницы, у которого нравственное чувство исчезло, быть присужденным к незначительному штрафу или к нескольким дням заключения? Многочисленные рецидивы показали ясно, что привычный пьяница мало был задет репрессией и совсем не обращал на неё внимание. Но нравственный ущерб, причиняемый им громаден; и кроме того, надо обратить внимание на опасность для общества создаваемую его поведением. Мы желали бы, чтобы публичное пьянство с первого же рецидива считалось вместо акта нарушения общественного спокойствия за проступок. Опубликование имен тех, кто подвергся наказанию за публичное пьянство, должно делаться на манер того, как это практикуется для отцов семейства, не исполняющих закона об обязательном обучении. Старые рецидивисты, закоренелые пьяницы, должны быть заключаемы в лечебные заведения, о которых мы будем говорить ниже. Нас нисколько не трогает возражение, которое нам не приминут сделать, т. е., что лишить пьяницу свободы, это значит лишить поддержки его семью. Это не верно, так как закоренелый пьяница, не способный содерясать самого себя,

- 185 —

представляет тягость для семьи, которую он ведет к раззорению. Лишение пьяницы свободы будет признано за блогодеяние во всякой семье, которую он мучит. Наконец, закон 24 Июля 1889 года о нравственно покинутых детях, касающийся лишения отцовского права вследствие привычного пьянства, должен быть применяем более широким образом. Ясно, и наши наблюдения доказывают это, что влияние отца пьяницы на своих детей гибельно и что часто это влияние является первой причиной излишеств детей. Правила нравственности предписывают энергичное вмешательство.

Общество обязано покровительствовать детям пьяницы,—делая это, оно охраняет собственные интересы. Это по нашему мнению, одно из самых серьезных оружий, которое можно употребить в борьбе с алкоголизмом.

По закону атавизма, в каком бы состоянии нравственного упадка мы ни находились, мы не забываем ссылаться на те старые принципы римского права, которые делают из авторитета отца вещь священную. Именно блогодаря этому, от чего так трудно отделаться, нашим властям противно применять чаще блогодетельный закон 1889 года. Применяйте его чаще, применяйте его вообще к закоренелому пьянице, за то только, что он пьяница, и будьте уверены, вы нанесете сильный удар пьянству. Падение отцовского авторитета представляет страшный удар для самолюбия, к которому не многие останутся нечувствительными.



Hosted by uCoz