1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
-134 — публичную санкцию, весьма признанную, акта осуждае-мого моралью, которую мы должны уважать, как бы условна она ни казалась. Он преследует акт в его внешнем проявлении и, следовательно, в том, что он заключает в себе вредного не для того, чья нравственная чувствительность может быть этим оскорблена. Он действует здесь так же, как против нищенства, этой другой общественной язвы, часто, впрочем, присоединяющейся к пьянству. Он представляет собой средство вложить в голову людям, во что бы то ни стало, принципы, из которых общество надеется извлечь наилучшую часть своего блогосостояния. Неотложно, поэтому, не только видеть применение этого закона во всей его строгости, но хорошо его сделать еще более репрессивным. Что значит для привычного пьяницы, у которого нравственное чувство исчезло, быть присужденным к незначительному штрафу или к нескольким дням заключения? Многочисленные рецидивы показали ясно, что привычный пьяница мало был задет репрессией и совсем не обращал на неё внимание. Но нравственный ущерб, причиняемый им громаден; и кроме того, надо обратить внимание на опасность для общества создаваемую его поведением. Мы желали бы, чтобы публичное пьянство с первого же рецидива считалось вместо акта нарушения общественного спокойствия за проступок. Опубликование имен тех, кто подвергся наказанию за публичное пьянство, должно делаться на манер того, как это практикуется для отцов семейства, не исполняющих закона об обязательном обучении. Старые рецидивисты, закоренелые пьяницы, должны быть заключаемы в лечебные заведения, о которых мы будем говорить ниже. Нас нисколько не трогает возражение, которое нам не приминут сделать, т. е., что лишить пьяницу свободы, это значит лишить поддержки его семью. Это не верно, так как закоренелый пьяница, не способный содерясать самого себя, | - 185 — представляет тягость для семьи, которую он ведет к раззорению. Лишение пьяницы свободы будет признано за блогодеяние во всякой семье, которую он мучит. Наконец, закон 24 Июля 1889 года о нравственно покинутых детях, касающийся лишения отцовского права вследствие привычного пьянства, должен быть применяем более широким образом. Ясно, и наши наблюдения доказывают это, что влияние отца пьяницы на своих детей гибельно и что часто это влияние является первой причиной излишеств детей. Правила нравственности предписывают энергичное вмешательство. Общество обязано покровительствовать детям пьяницы,—делая это, оно охраняет собственные интересы. Это по нашему мнению, одно из самых серьезных оружий, которое можно употребить в борьбе с алкоголизмом. По закону атавизма, в каком бы состоянии нравственного упадка мы ни находились, мы не забываем ссылаться на те старые принципы римского права, которые делают из авторитета отца вещь священную. Именно блогодаря этому, от чего так трудно отделаться, нашим властям противно применять чаще блогодетельный закон 1889 года. Применяйте его чаще, применяйте его вообще к закоренелому пьянице, за то только, что он пьяница, и будьте уверены, вы нанесете сильный удар пьянству. Падение отцовского авторитета представляет страшный удар для самолюбия, к которому не многие останутся нечувствительными. |