Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 129   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129 130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176 

—129 —

питков, даже гигиенических и натуральных, это значит распростанять заблуждение, ибо, подобно морфинисту, который однажды прибег к морфию для утоления временной боли, пьющий не съумеет больше обойтись без возбуждающого, обманчивое действие которого он раз испытал; за первым стаканом следует второй, создается привычка, а вместе с ней неудержимое влечение, так как лишить анатомические элементы их привычного возбуждающого это значит заставить их страдать; дать им это возбуждающее значит восстановить их равновесие. Но не забудем, что слишком часто (это фи-зиологиский закон) анатомический элемент не довольствуется больше своей обычной дозой, надо ее удвоить утроить, увеличивать прогрессивно. Отравление порождается первым неосмотрительным излишеством.

Надо поставить на вид заинтересованным сторонам, что для восстановления потерянных сил нет ничего лучше, как возвратить клеточкам равносильную по качествам и количеству сумму затраченных материалов, и что хороший обед или добавочная пища доставит им больше пользы, чем стакан вина. Но мы не скрываем от себя, что эта истина часто будет встречена насмешливой улыбкой,—так велика сила предрассудков и заблуждений. Это участь многих других истин, которым никогда не осмеливались смотреть в лицо.

Употребление алкоголя и вообще бродящих жидкостей не представляет необходимости, поэтому важно уничтожить, насколько возможно позыв на них. С другой стороны, злоупотребление вредно для индивидуума, для его расы, а следовательно и для всей страны; поэтому важно ограничивать злоупотребление, а, в случае нужды подавлять его. Вследствие этого, нашему вниманию представляются две группы средств:

A. Репрессивные средства.

B. Нравственные средства.

-130-

Средства репрессии заключают в себе: 1) репрессивные законы против пьянства, 2) убежища для пьяниц.

Нравственные средства заключаются между прочим в следующем: 1) регламентация кабаков: 2) противо-алкоголическая пропаганда и общества трезвости, 3) нравственные средства, в собственном смысле этого слова.

Репрессивные средства. Репрессивные системы, очевидно, должны быть принципиально осуждены во имя уважения к индивидуальной свободе. Однако же, позволительно требовать их применения, как скоро не существует других средств по крайней мере для настоящого времени, чтобы обезпечить общественное блого, и когда эти системы имеют целью, принося в жертву некоторых, способствовать блогосостоянию большинства.

Следует, впрочем, столковаться на счет значения терминов нарушение закона, проступки и проч., в применении к пьяницам. Нам не важно решать вопрос о том, представляет ли пьянство само по себе наказуемый проступок против общества, влекущий за собой вследствие этого меры общественной защиты. Только становясь на эту почву, оставляя в стороне всякое теоретическое рассуждение, мы позволяем себе говорить об ограничительных и даже репрессивных мерах. Итак, вреден ли пьяница? Имеет ли общество право гарантировать себя от него? Первый вопрос решается сам собой: не только пьяница вредит самому себе, опускаясь физически и нравственно, но он вредит и другим трояким образом: 1) часто совершая под влиянием напитка действия, считаемые преступными или проступками, которых он не совершил бы, будучи трезвым; 2) давая самый отвратительный пример обращения человека в скота вследствие рабского подчинения страсти, кроме того его пример чрезвычайно пагубен для людей сла-



Hosted by uCoz