1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
—129 — питков, даже гигиенических и натуральных, это значит распростанять заблуждение, ибо, подобно морфинисту, который однажды прибег к морфию для утоления временной боли, пьющий не съумеет больше обойтись без возбуждающого, обманчивое действие которого он раз испытал; за первым стаканом следует второй, создается привычка, а вместе с ней неудержимое влечение, так как лишить анатомические элементы их привычного возбуждающого это значит заставить их страдать; дать им это возбуждающее значит восстановить их равновесие. Но не забудем, что слишком часто (это фи-зиологиский закон) анатомический элемент не довольствуется больше своей обычной дозой, надо ее удвоить утроить, увеличивать прогрессивно. Отравление порождается первым неосмотрительным излишеством. Надо поставить на вид заинтересованным сторонам, что для восстановления потерянных сил нет ничего лучше, как возвратить клеточкам равносильную по качествам и количеству сумму затраченных материалов, и что хороший обед или добавочная пища доставит им больше пользы, чем стакан вина. Но мы не скрываем от себя, что эта истина часто будет встречена насмешливой улыбкой,—так велика сила предрассудков и заблуждений. Это участь многих других истин, которым никогда не осмеливались смотреть в лицо. Употребление алкоголя и вообще бродящих жидкостей не представляет необходимости, поэтому важно уничтожить, насколько возможно позыв на них. С другой стороны, злоупотребление вредно для индивидуума, для его расы, а следовательно и для всей страны; поэтому важно ограничивать злоупотребление, а, в случае нужды подавлять его. Вследствие этого, нашему вниманию представляются две группы средств: A. Репрессивные средства. B. Нравственные средства. | -130- Средства репрессии заключают в себе: 1) репрессивные законы против пьянства, 2) убежища для пьяниц. Нравственные средства заключаются между прочим в следующем: 1) регламентация кабаков: 2) противо-алкоголическая пропаганда и общества трезвости, 3) нравственные средства, в собственном смысле этого слова. Репрессивные средства. Репрессивные системы, очевидно, должны быть принципиально осуждены во имя уважения к индивидуальной свободе. Однако же, позволительно требовать их применения, как скоро не существует других средств по крайней мере для настоящого времени, чтобы обезпечить общественное блого, и когда эти системы имеют целью, принося в жертву некоторых, способствовать блогосостоянию большинства. Следует, впрочем, столковаться на счет значения терминов нарушение закона, проступки и проч., в применении к пьяницам. Нам не важно решать вопрос о том, представляет ли пьянство само по себе наказуемый проступок против общества, влекущий за собой вследствие этого меры общественной защиты. Только становясь на эту почву, оставляя в стороне всякое теоретическое рассуждение, мы позволяем себе говорить об ограничительных и даже репрессивных мерах. Итак, вреден ли пьяница? Имеет ли общество право гарантировать себя от него? Первый вопрос решается сам собой: не только пьяница вредит самому себе, опускаясь физически и нравственно, но он вредит и другим трояким образом: 1) часто совершая под влиянием напитка действия, считаемые преступными или проступками, которых он не совершил бы, будучи трезвым; 2) давая самый отвратительный пример обращения человека в скота вследствие рабского подчинения страсти, кроме того его пример чрезвычайно пагубен для людей сла- |