1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 | |
семью и заботится о родителях. Родителей, давших нам жизнь, воспитавших нас, мы должны окружить вниманием и любовью. Забота о родителях при любых обстоятельствах до конца их дней всегда была первым сыновним законом в семье. Ученик и учитель. Во все века отношение к учителю было близким к родительскому. Родители дают жизнь, учителя — знания. Поэтому любое проявление неуважения к учителю должно расцениваться как проявление низкой нравственности, как поведение недостойное и несовместимое со званием ученика. Многое зависит от учителя, его влияние должно быть действенным и авторитетным. Труд учителя — не просто работа, это — подвижничество, нравственное переживание. 130 | Отношение к обществу и порученному делу. Взаимоотношения между человеком и обществом проявляются буквально с детских лет. Мы говорим: «Дети — наше будущее», «Все для детей», «Все во имя человека и на блого человека». И что же получается? Все идет как бы в одностороннем порядке. Выходит, что для человека с детских лет делается все, и ни слова о том, что он должен отвечать добром на добро. А раз об этом не говорят, то уже с детских лет воспитывается эгоизм, эгоцентризм. «Все для меня, а я никому ничем не обязан. Если я что-то делаю, то это моя добрая воля — захочу и не буду делать, потому что все обязаны делать для меня». Так воспитывается иждивенчество, самовлюбленность, тунеядство. Для того чтобы все отдать детям, не нужны никакие лозунги. Родительское чувство заложено в отце, а особенно в матери столь сильно, что и без всяких лозунгов родители за своего ребенка отдадут все и даже, не задумываясь, саму жизнь. А вот обратное чувство детей к родителям не столь сильно, и если его не воспитать, то оно и совсем исчезнет. Мать бережно хранит будущего ребенка, когда он еще в ее чреве. Она рожает его в муках, подвергаясь смертельной опасности, и нередко сама гибнет при появлении ребенка на свет. Она недосыпает и недоедает, только был бы здоров и сыт ее ребенок. И если ребенок нездоров, мать дни и ночи находится у его постели. А отец берет все заботы по дому, чтобы мать могла не отходить от больного малыша. И так продолжается не день и не два, а годы и десятки лет. Даже если взрослый сын заболеет, кто лучше и нежнее матери сможет за ним ухаживать?! Так разве мать и отец, вырастив и воспитав своих детей, не вправе рассчитывать на их любовь и преданность! 131 |