Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. - М.:Педагогика, 1988. - ISBN 5-7155-0133-4

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 128   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128 129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146 

вом, народом, а также перед отдельными людьми, моральная самооценка личностью своих поступков и мыслей с точки зрения определенных, специфических для того или иного народа, класса, общественной группы норм нравственности, ставших внутренним убеждением человека».

В. И. Даль определяет более полно: «Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине;прирожденная правда, в различной степени развития... «От человека утаишь, от совести... не утаишь». «Совесть мучит, снедает, томит...» «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». «Беззуба, а с костьми сгложет». «Совеститься — терпеть упреки совести, вследствие дурного поступка, стыдиться — сознавать вину свой, грех свой, и каяться в самом себе, сожалеть и досадовать на себя...».

Дети и родители. Рядом с совестью стоит долг, категория не столько юридического, сколько нравственного порядка. И то и другое особенно высоко ценится, когда обсуждается вопрос об отношении детей и родителей.

В газете «Правда» в статье «Дефицит совести» этот вопрос обсуждался с высоконравственных позиций. Взрослый сын, заместитель директора завода, старается отсудить у матери несколько метров жилой площади. Мать обратилась в редакцию с просьбой оградить ее от недостойных посягательств сына. Корреспондент с удивлением отмечает, что на собрании, при обсуждении этого письма, многие встали на

128

защиту сына.

Статья заканчивается словами: «Как бы там ни было — мать ли судить? Старший сын давно взрослый. Ему бы вспомнить, что есть совесть и сыновний долг, который не пристало мерить рублями и метрами ».

И вот дефицит совести, отсутствие сыновнего долга, т. е. отсутствие самых элементарных законов нравственности и человеческого достоинства, так часто приводят детей в залы, где они судятся со своими родителями.

В последнее время особенно возросло иждивенчество среди взрослых детей. По-видимому, наши лозунги «Все для детей» так крепко засели им в голову, что они до седых волос считают себя детьми, которым «все должно быть предоставлено».

Я вспоминаю наше время. Дом родительский — это неприкосновенная святыня. Родители, вырастив детей, не только ничего им не должны. Наоборот, дети обязаны обеспечивать родителей, если они в чем-то нуждаются. Сын, став взрослым, сам добывает себе и дом, и кров, целиком обеспечивает себя, свой

129



Hosted by uCoz