Всемирная Организация Здравоохранения. Серия технических докладов. № 363. Службы предупреждения и лечения зависимости от алкоголя и других наркотических средств. Четырнадцатый доклад Комитета экспертов ВОЗ по психогигиене. Женева, 1968.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 49   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49 50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД

49

нии. Студентам необходимо обеспечить как полное профессиональное обучение по избранному предмету, так и дополнительную подготовку в области алкогольной и лекарственной зависимости.

Поскольку зависимость от алкоголя и других наркотиков проявляется как один из аспектов поведения, обучение лиц, призванных заниматься этими проблемами, должно включать и более широкую подготовку в области поведения человека и патологических проявлений.

Координация и сотрудничество между различными профессиональными группами при организации клинических исследований и лечения достигаются с трудом. Некоторые специалисты, например терапевты и врачи общего профиля, склонны принимать «фармакологически-физиологический» подход и рассматривать клиническую проблему только в плане контроля за интоксикацией и физического лишения алкоголя. Осуществляя такой контроль, некоторые врачи не задумываются над проблемой психологической и социальной реабилитации. Психиатры, психологи, социологи и работники социальной помощи, наоборот, уделяют больше внимания факторам, вызывающим ненормальное поведение, и проблемам приобщения человека к обществу, от которого он оторвался. Если зависимость от алкоголя и других наркотиков рассматривается как заболевание, вызванное этиологическими факторами, физического, психологического и социального характера, объединение усилий различных профессий и дисциплин в лечении и реабилитации таких лиц становится настоятельной ^необходимостью.

Такое объединение не приходит само собой; необходимо направить усилия на искоренение неправильных взглядов и предрассудков и воспитание отношения взаимной заботы и разумной критики на основе клинической демонстрации. Развитие такого отношения является одной из задач подготовки.

При осуществлении подготовки должны приниматься во внимание следующие аспекты:

а)    Студентам клинических специальностей должна быть обеспечена ориентация по проблемам алкогольной и лекарственной зависимости и в период обучения им должна быть предоставлена возможность прямых контактов с лицами, страдающими от таких заболеваний.

б)    Психологи и социологи нуждаются по крайней мере в общих знаниях о физиологическом и фармакологическом эффектах алкоголя и других наркотических средств. Эти агенты оказывают влияние на поведение и должны рассматри¬

50 ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

ваться как взаимодействующие с социальными и психологическими факторами.

в)    Специализирующиеся по терапии должны быть обеспечены основной информацией по психологии и -социологии. Представители других медицинских специальностей также должны получить знания во всех областях алкогольной и лекарственной зависимости. В процессе коллективной работы специалистов помехой является языковый барьер между теми, кто обучался психологии или социологии, и теми, кто обучался исключительно медицинским дисциплинам. Систематизированное объяснение того, чему учат другие дисциплины и каковы функции других специалистов, должно улучшить понимание между членами бригады, однако это разъяснение не предусматривает, что все работники должны стать одинаково» сведущими во всех областях.

г)    Для тех, кто работает почти исключительно с лицами, страдающими от алкогольной и лекарственной зависимости, значительная часть подготовки должна проходить путем прикрепления обучаемых к отдельным преподавателям небольшими группами или индивидуально. Их больные принадлежат к категории, к которой общество относится с порицанием.

‘Отношение лечащих к таким лицам также не свободно от влияния общественного мнения. Занятия или консультации при индивидуальной работе с преподавателем или на уровне малых групп позволяет свободно высказывать свои мнения, проявлять свои чувства и отношение.

Для тех профессиональных групп, которые не будут работать на полной ставке в специальных клинических учреждениях для лиц, зависимых от алкоголя и других средств, ускоренный воскресный курс или, там где это возможно, двухнедельный общий курс может явиться полезной дополнительной подготовкой для повышения квалификации таких специалистов; это особенно необходимо в связи с постоянными изменениями и развитием знаний в этой области.

Те студенты, которые готовятся работать в штате таких специальных лечебных учреждений, нуждаются в более основательной подготовке после окончания основного курса. В дополнение к общей ориентации о характере и значении проблемы необходимо предусмотреть определенный период для «интернатуры» в специальной клинике, где слушатели могли бы участвовать в лечебном процессе и наблюдать различные типы зависимости и все* фазы этой болезни. Этот период интернатуры должен длиться примерно три месяца.



Hosted by uCoz