1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 | |
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД 17 щихся средств руководителям общественного здравоохранения следует проявлять бдительность в отношении возможных изменений в степени и видах зависимости от лекарств в подведомственных им районах. Некоторые страны со сравнительно хорошо развитой службой общественного здравоохранения сталкиваются с необходимостью осуществления комплексной широкой программы для борьбы с зависимостью от алкоголя и наркотических веществ. Главными компонентами такой программы являются: мероприятия по санитарному просвещению и обучению, другие службы предупреждения, выявление и распознавание случаев, организация служб лечения и реабилитации, законодательные меры, научные исследования. Во многих из этих видов деятельности службы здравоохранения должны играть решающую роль. В настоящее время все яснее проявляется тенденция к привлечению специалистов в области медицины и здравоохранения к разработке соответствующего законодательства и мер по борьбе< (см. раздел 1.4). Консультативная помощь медицинских работников необходима при планировании и осуществлении санитарно-просветительных программ для школьников, общего населения и специальных групп населения. Служба здравоохранения может взять на себя организацию некоторых программ обучения и подготовки персонала в лечебных центрах или же делать это совместно с добровольными организациями, медицинскими и другими научными обществами и университетами. Программы обучения для лиц неме- дицинских профессий, работающих с алкоголем и другими наркотическими веществами, могут также подготавливаться учреждениями здравоохранения. Эти вопросы более полно изложены в разделе 3. В общем службы здравоохранения несут главную ответственность за работу по выявлению случаев, лечению и реабилитации, как указано в разделе 2. Комитет подчеркивает, что там, где это возможно, лечение лиц, зависимых от алкоголя и других веществ, должно осуществляться существующими службами здравоохранения. Из-за многообразия причин зависимости от алкоголя'и других веществ персонал здравоохранения должен разрабатывать систему предупредительных мер в сотрудничестве с представителями других профессий, как указано в разделе 1.2. Профилактические меры должны включать экономический и законодательный контроль за производством и распределением агентов, вызывающих зависимость, а в некоторых случаях и меры финансового характера. Помимо сотрудниче¬ | J8 ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ства с юридическими, законодательными и другими органами з проведении контрольных мероприятий служба здравоохранения может иногда оказывать влияние на конечное распределение медикаментов, вызывающих пристрастие, путем строгого контроля за выдачей рецептов. В ряде стран, особенно экономически и технически развитых, основная ма-сса лекарственных средств, вызывающих зависимость, проходит через легальные каналы, т. е. отпускается по рецептам врачей, а иногда зубных врачей и ветеринаров. Но значительное количество этих средств может впоследствии распространяться нелегальными путями. В тех случаях, когда система выдачи рецептов отдельными врачами принимает нежелательное направление, органы здравоохранения или специальные органы (например, медицинское общество или медико-юридический совет) могут исправить положение без обращения к судебному расследованию. В некоторых странах врачи должны иметь специальное разрешение для выписки определенных регистрируемых лекарственных средств. По крайней мере в одной стране служба здравоохранения имеет право отказывать тому или •иному врачу в разрешении прописывать те или иные лекарственные средства, разрешая ему при этом продолжать медицинскую практику. Службы здравоохранения должны способствовать созданию соответствующих профессиональных систем для предупреждения и контроля неправильной медицинской практики, которая могла бы вести к ятрогенной зависимости от лекарственного средства, а также для определения этических норм медицинской практики в отношении применения лекарств, вызывающих зависимость. Следует рекомендовать, чтобы между медицинскими учреждениями и органами, следящими за соблюдением законности в данной сфере, поддерживались постоянные деловые отношения. Комитет рассмотрел вопрос о' возможности ограничения производства лекарственных средств, вызывающих зависимость. Изучение и оценка специальным органом потребностей в таких средствах и их эффективности позволили бы снизить число предоставляемых лекарственных средств и облегчили бы врачам задачу изучения множества постоянно появляющихся новых фармацевтических препаратов. Кроме того, такой орган мог бы оказать помощь в решении вопроса о замене устаревших лекарств новыми и более эффективными препаратами.. Такие меры уже применяются, например, в СССР и в скандинавских странах. В международном масштабе важная роль принадлежит ВОЗ, которая выносит решения |