Всемирная Организация Здравоохранения. Серия технических докладов. № 363. Службы предупреждения и лечения зависимости от алкоголя и других наркотических средств. Четырнадцатый доклад Комитета экспертов ВОЗ по психогигиене. Женева, 1968.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 19   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД

19

и рекомендации относительно того, какие лекарства подлежат контролю в рамках соответствующих международных соглашений, и об организационных формах такой работы. Это уже привело к изъятию из употребления для терапевтических целей определенных лекарственных средств.

Во многих странах службы здравоохранения могли бы многое сделать для стимулирования и развития многоотраслевых исследований по обсуждаемой проблеме. Этот вопрос более подробно обсуждается в разделе 4. Комитет указал, что службам здравоохранения следовало бы уделить особое внимание оценке эффективности методов лечения и работы медицинских учреждений.

1.4 Медико-правовые вопросы

На законодательные меры в отношении лиц, страдающих зависимостью от алкоголя и других наркотических средств, все большее влияние оказывает прогресс в научных знаниях. Неизбежно определенное отставание, диктуемое отчасти чувством осторожности, между прогрессом в медицине и действующим законодательством. При разработке законодательных мер в отношении лиц, зависимых от алкоголя и других наркотических веществ, необходимо исходить из того, что эти лица — больные люди и что должно быть обеспечено сотрудничество между органами, осуществляющими контроль, судебными органами и медицинскими учреждениями.

Во многих странах, хотя и признается, что зависимость от алкоголя и других веществ является заболеванием, все же приняты законы, предусматривающие наказание для лиц, проявляющих признаки такого заболевания. Можно отметить как обнадеживающий фактор все возрастающее признание зависимости от наркотических веществ, в частности, от алкоголя как болезни. Были, например, приняты законодательные постановления, согласно которым «хронический алкоголик» может не признаваться виновным за публичные проявления алкогольной интоксикации. Отмеченные выше несоответствия должны быть устранены как можно быстрее путем изменения в системах судебной ответственности. Такие изменения предполагают решение весьма сложных проблем, связанных с разграничением между антиобщественным поведением и степенью ответственности лица, добровольно поставившего себя в условия, ведущие к возникновению заболевания.

Поэтому тесное сотрудничество между службами лечения и реабилитации, с одной стороны, и полицией (или милицией)

2<У ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ и ДРУГИХ наркотических СРЕДСТВ

и судебными органами, с другой — является обязательным. В некоторых странах Восточной Европы службы здравоохранения. создают специальные центры, куда органы охраны порядка могут доставлять лиц, обнаруженных в состоянии опьянения на улицах. В программе борьбы с алкоголизмом одной канадской провинции предусмотрено, чтобы лица, найденные в состоянии опьянения в общественных местах и не совершившие никакого другого антиобщественного или судебно-наказуемого проступка, направлялись полицией непосредственно в лечебные учреждения, если таковые имеются. В одном районе молодые люди, употреблявшие марихуану, после вынесения обвинения в суде были условно освобождены с обязательством посещения лечебных учреждений. В некоторых районах лица, задержанные в состоянии опьянения, привлекаются к судебной ответственности и, будучи признаны «хроническими алкоголиками», направляются в лечебные учреждения. Если лицо, зависимое от алкоголя или другого вещества, приговаривается к тюремному заключению за преступление, то в течение срока заключения должны проводиться лечебные мероприятия. Хотя такое сотрудничество между судебными органами, органами охраны порядка и медицинскими учреждениями в организации лечения может создавать значительные трудности, от него не следует отказываться, даже если э-то связано с созданием дополнительных служб здравоохранения.

Значительную дискуссию вызвал вопрос о преимуществах добровольного и принудительного лечения. Хотя первому в основном следует отдавать предпочтение, нельзя не признать тот факт, что в большинстве стран, где практикуется добровольное лечение, на «добровольцев» оказывается значительное давление. Вопреки широко распространенным взглядам, принудительное лечение лиц, зависимых от алкоголя и других наркотических веществ, часто бывает успешным. Если лиц, страдающих зависимостью от алкоголя или других наркотических веществ, направляют в медицинское учреждение административные органы (и эту процедуру следует рекомендовать в соответствующих случаях), то в этих случаях необходимы четкие юридические обоснования. Для того чтобы принудительное лечение было успешным, необходимы следующие условия: основное законодательство должно быть ориентировано на профилактику и лечение; общественное^ мнение должно соответствовать этой ориентации, необходимо^ иметь достаточно развитую сеть обслуживания. Кроме того, лица, облеченные юридической ответственностью за работу гср выявлению больных, как правило, не должны привлекаться



Hosted by uCoz