1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 | |
48 ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ подготовки специалистов различных профессий. Большинство из тех, кто проходит профессиональную подготовку, не планирует, конечно, работать исключительно над такими проблемами, но в действительности им приходится иметь дело со многими лицами с такими состояниями на протяжении своей деятельности. Группы, которые должны быть непременно охвачены в течение их профессиональной подготовки, включают психиатров и врачей других специальностей, психологов, социологов, социальных работников, медицинских сестер (в особенности патронажных сестер), священников, юристов, адвокатов и работников органов охраны общественного порядка. 3.3 Профессиональная подготовкаКурсы профессиональной подготовки, как теоретической, так и клинической, должны включать подготовку, достаточную для того, чтобы оказать помощь отдельным лицам, страдающим от алкогольной или лекарственной зависимости без каких-либо осложнений, и для определения более трудных случаев, требующих консультации со специалистом или его помощи. Ознакомление студентов с проблемами зависимости от алкоголя и других агентов должно перестать быть забытым элементом в программах обучения, как это было в течение долгого времени и продолжает еще быть во многих местах. Часто об этих проблемах упоминается лишь тогда, когда преподаватель специально интересуется или знаком с тем или иным их аспектом. Официальные учебные планы должны обеспечивать систематическую подготовку в этой области (не обязательно в виде отдельного курса). Категории профессионального персонала, для которых необходимо или желательно пройти полную клиническую программу, касающуюся зависимости от алкоголя и других наркотиков, включают: врачей (психиатров, врачей общего профиля, терапевтов), работников социальной помощи, клинических психологов, медицинских сестер, специалистов по трудотерапии, социологов, священнослужителей. Большое значение имеет формирование у всех, кто работает в этой области, отношения, позволяющего им воспринимать лиц, страдающих от алкогольной и лекарственной зависимости, как больных людей, к которым должно применяться искусство врача. Без этого отношения помощь даже наиболее квалифицированных специалистов будет, как прави-. ло, недостаточной для получения какого-либо успеха в лече¬ | ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД 49 нии. Студентам необходимо обеспечить как полное профессиональное обучение по избранному предмету, так и дополнительную подготовку в области алкогольной и лекарственной зависимости. Поскольку зависимость от алкоголя и других наркотиков проявляется как один из аспектов поведения, обучение лиц, призванных заниматься этими проблемами, должно включать и более широкую подготовку в области поведения человека и патологических проявлений. Координация и сотрудничество между различными профессиональными группами при организации клинических исследований и лечения достигаются с трудом. Некоторые специалисты, например терапевты и врачи общего профиля, склонны принимать «фармакологически-физиологический» подход и рассматривать клиническую проблему только в плане контроля за интоксикацией и физического лишения алкоголя. Осуществляя такой контроль, некоторые врачи не задумываются над проблемой психологической и социальной реабилитации. Психиатры, психологи, социологи и работники социальной помощи, наоборот, уделяют больше внимания факторам, вызывающим ненормальное поведение, и проблемам приобщения человека к обществу, от которого он оторвался. Если зависимость от алкоголя и других наркотиков рассматривается как заболевание, вызванное этиологическими факторами, физического, психологического и социального характера, объединение усилий различных профессий и дисциплин в лечении и реабилитации таких лиц становится настоятельной ^необходимостью. Такое объединение не приходит само собой; необходимо направить усилия на искоренение неправильных взглядов и предрассудков и воспитание отношения взаимной заботы и разумной критики на основе клинической демонстрации. Развитие такого отношения является одной из задач подготовки. При осуществлении подготовки должны приниматься во внимание следующие аспекты: а) Студентам клинических специальностей должна быть обеспечена ориентация по проблемам алкогольной и лекарственной зависимости и в период обучения им должна быть предоставлена возможность прямых контактов с лицами, страдающими от таких заболеваний. б) Психологи и социологи нуждаются по крайней мере в общих знаниях о физиологическом и фармакологическом эффектах алкоголя и других наркотических средств. Эти агенты оказывают влияние на поведение и должны рассматри¬ |