1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 | |
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД 4Ь ного типа, предоставляющие советы и лечение (включая пункты для лечения состояний «похмелья», как, например, в Финляндии); лечебное обслуживание в тюрьмах; лечебные учреждения длительного наблюдения, включая трудовые фермы и колонии для целей реабилитации. В таблице ниже указаны типы имеющихся учреждений для предупреждения и лечения алкогольной и лекарственной зависимости. Большинство из них выполняют только некоторые функции комплексной службы. Это ведет поэтому к нерегулярности и перерывам в лечении большинства больных. Основной проблемой является разработка новых программ, которые обеспечивали бы все комплексное обслуживание, основываясь при этом на существующих видах учреждений и объединяя эти учреждения в рамках общей программы. 3. ПРОГРАММЫ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯКомплексный подход к проблеме алкогольной и лекарственной зависимости предполагает наличие хорошо организованной системы санитарного просвещения для ведения работы по предупреждению таких состояний. 3.1 Цели программы и методы Первичная профилактика должна охватывать все население данного района и в особенности потенциально уязвимых лиц и группчнаселения и обеспечение их информацией и знаниями в целях их защиты от возможного заболевания в будущем. Такая санитарно-просветительная работа имеет целью помочь людям понять причины возникновения пристрастия к алкоголю и другим наркотикам и мотивы распространения злоупотребления алкоголем и некоторыми другими средствами. Общество также нуждается в информации о физиологическом и других последствиях злоупотребления алкоголем и другими агентами и о распознавании состояния пристрастия к таким агентам. Важной задачей санитарного просвещения является воспитание отношения общества к зависимости от алкоголя и других наркотиков как к заболеванию, требующему лечения. Осведомленность о целях служб предупреждения и лечения и их методах должно содействовать расширению участия населения в раннем выявлении и распознаваний случаев и организации лечения. В некоторых районах может оказаться необходимым создать атмосферу общественного осуждения неумеренного употребления алкоголя и | 46 ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ других наркотиков и пропагандировать полное воздержание от употребления некоторых агентов. Подобно этому, просветительным программам можно поставить задачу противодействовать широко распространенному неправильному мнению о том, что алкоголь и другие наркотические средства имеют якобы ценность с диетической и медицинской точек зрения. Как и во всех других программах санитарного просвещения,'необходимо избегать недомолвок и преувеличений. Поскольку знания по любому данному вопросу никогда не могут быть полными, фактическая информация должна представляться из наиболее надежных источников и при этом проявляться готовность вносить изменения в программы по мере накопления новых знаний. При разработке программы санитарного просвещения по борьбе с зависимостью от наркотиков,, включая алкоголь, важно исследовать формы и характер употребления их и злоупотребления ими, а также принятые в обществе взгляды на воздержание, употребление и злоупотребление. Такое исследование будет касаться и того, в силу каких причин в данной группе населения лица различных возрастов и классов .привыкают к употреблению алкоголя или наркотиков. Реалистическая формулировка задач программы санитарного просвещения должна отвечать фактическому положению вещей и учитывать распространенность зависимости среди наиболее важных групп населения. Должны быть найдены и использованы наиболее эффективные каналы, по которым информация могла бы доходить до всего населения. Несомненно, что любая санитарно-просветительная программа должна уделять большое внимание изучению местных условий и особенно степени употребления тех или иных агентов (включая алкоголь) в стране и того, в какой мере такое употребление создает проблему зависимости с учетом местных обычаев, принятых норм, взглядов и типов общественных учреждений. Комитет помнил о тех длительных дискуссиях, которые касались «преимущества» и «опасностей» предоставления информации и об алкогольной и лекарственной зависимости относительно мало осведомленным группам населения. Маловероятно, чтобы разумной деятельности способствовали 'невежество или дезинформация; тем не менее Комитет не видит особой необходимости в развертывании интенсивных программ санитарного просвещения для населения и его отдельных социальных групп при отсутствии актуальных или потенциальных проблем такого рода. Однако ввиду быстрого- |