Всемирная Организация Здравоохранения. Серия технических докладов. № 363. Службы предупреждения и лечения зависимости от алкоголя и других наркотических средств. Четырнадцатый доклад Комитета экспертов ВОЗ по психогигиене. Женева, 1968.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 20   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20 21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 

2<У ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ и ДРУГИХ наркотических СРЕДСТВ

и судебными органами, с другой — является обязательным. В некоторых странах Восточной Европы службы здравоохранения. создают специальные центры, куда органы охраны порядка могут доставлять лиц, обнаруженных в состоянии опьянения на улицах. В программе борьбы с алкоголизмом одной канадской провинции предусмотрено, чтобы лица, найденные в состоянии опьянения в общественных местах и не совершившие никакого другого антиобщественного или судебно-наказуемого проступка, направлялись полицией непосредственно в лечебные учреждения, если таковые имеются. В одном районе молодые люди, употреблявшие марихуану, после вынесения обвинения в суде были условно освобождены с обязательством посещения лечебных учреждений. В некоторых районах лица, задержанные в состоянии опьянения, привлекаются к судебной ответственности и, будучи признаны «хроническими алкоголиками», направляются в лечебные учреждения. Если лицо, зависимое от алкоголя или другого вещества, приговаривается к тюремному заключению за преступление, то в течение срока заключения должны проводиться лечебные мероприятия. Хотя такое сотрудничество между судебными органами, органами охраны порядка и медицинскими учреждениями в организации лечения может создавать значительные трудности, от него не следует отказываться, даже если э-то связано с созданием дополнительных служб здравоохранения.

Значительную дискуссию вызвал вопрос о преимуществах добровольного и принудительного лечения. Хотя первому в основном следует отдавать предпочтение, нельзя не признать тот факт, что в большинстве стран, где практикуется добровольное лечение, на «добровольцев» оказывается значительное давление. Вопреки широко распространенным взглядам, принудительное лечение лиц, зависимых от алкоголя и других наркотических веществ, часто бывает успешным. Если лиц, страдающих зависимостью от алкоголя или других наркотических веществ, направляют в медицинское учреждение административные органы (и эту процедуру следует рекомендовать в соответствующих случаях), то в этих случаях необходимы четкие юридические обоснования. Для того чтобы принудительное лечение было успешным, необходимы следующие условия: основное законодательство должно быть ориентировано на профилактику и лечение; общественное^ мнение должно соответствовать этой ориентации, необходимо^ иметь достаточно развитую сеть обслуживания. Кроме того, лица, облеченные юридической ответственностью за работу гср выявлению больных, как правило, не должны привлекаться

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД

21

к лечению больных. Однако ожидается, что врачи, которые •сталкиваются с такими больными в своей практике, будут, когда это возможно, лечить их. Необходимость в принудительном лечении, по-видимому, находится в обратной зависимости от степени осведомленности общества, преобладания предрассудков и наличия соответствующих возможностей для добровольного лечения больных.

Тесное сотрудничество между полицией (милицией) и медицинскими учреждениями при разборе несчастных случаев и лечении пострадавших лиц, включая водителей машин и пешеходов, употребляющих алкоголь или другие наркотические средства, может оказать большую помощь в выявлении случаев зависимости и лиц на ранней стадии этого заболевания.

Медико-правовые меры играют важную роль в предотвращении и контроле зависимости от алкоголя и других веществ; следует, однако, иметь в виду, что эффективный контроль за одним агентом на практике часто приводит к появлению другого агента, заменяющего первый.

Контроль за употреблением алкоголя как агента, вызывающего зависимость, представляет особо сложную проблему, поскольку в отличие от других веществ, вызывающих зависимость, в большинстве стран употребление алкогольных напитков разрешено законом.

Важно, чтобы законодательство предусматривало тесное сотрудничество между органами общественного здравоохранения и учреждениями, контролирующими производство, импорт, розничную продажу и налогообложение алкогольных напитков, чтобы эта деятельность по возможности не шла в разрез с интересами общественного здравоохранения.

Медицинский персонал должен активно участвовать во всех видах работы по осуществлению государственной политики в отношении зависимости от алкоголя и других наркотических веществ и в разработке соответствующих законодательных мер.

1.5 Межведомственное сотрудничество

Проблемой зависимости от алкоголя и других веществ, вызывающих зависимость, занимается много различных организаций. В отдельных случаях это приводит к дублированию их деятельности, а иногда она ведется в противоположных целях. Вместе с тем среди организаций, работающих над эти¬



Hosted by uCoz