1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 | |
1$ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ и ДРУГИХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ- Для всех профессий и групп специалистов сотрудничество в программах лечения и исследований, гибкость в оперативной работе и широкая осведомленность в местных, правовых* культурных и других важных факторах являются необходимым элементом их деятельности. 1.3 Роль служб здравоохраненияКомитет подчеркнул, что, поскольку зависимость от алкоголя и других наркотических веществ ведет к возникновению серьезных проблем здравоохранения или усугублению существующих проблем, в их решении должны принимать участие все организации и органы общественного здравоохранения. В любой стране степень участия служб здравоохранения в этих проблемах будет определяться распространением зависимости от наркотических веществ и от типов агентов,, являющихся объектом злоупотребления (включая различные спиртные напитки). На характер возникающих задач также оказывают влияние распределение по возрасту и роду занятий злоупотребляющих лиц, способы приема алкоголя и других веществ. Дополнительные осложнения возникают в районах, производящих эти агенты. Должно учитываться также сложившееся традиционное отношение к потреблению алкоголя и к злоупотреблению наркотическими веществами. Важная задача служб здравоохранения заключается в том,, чтобы содействовать изучению и оценке вышеприведенных факторов и их значения для здоровья. Данное заявление не означает, что Комитет считает широкое эпидемиологическое обследование необходимой предпосылкой для организации такого рода обслуживания. Во многих районах, где необхо-1 димость в этом виде помощи особенно высока, полностью отсутствует -соответствующие учреждения для лечения и наблюдения за лицами, зависимыми от алкоголя и других наркотических веществ, и поэтому представляется желательной организация любых подобных служб. Практика здравоохранения показывает, однако, что при понимании местных условий и нужд следует начинать с организации небольшой пробной службы, а уж затем переходить к планам более широкого масштаба. По мере, развития таких служб потребуется более тщательная оценка нужд, как это показано в разделе 2.1. В свете положений, изложенных в разделе 1.1, в связи с изменяющимся характером злоупотребления наркотическими веществами и возникновения зависимости от вновь появляю¬ | ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД 17 щихся средств руководителям общественного здравоохранения следует проявлять бдительность в отношении возможных изменений в степени и видах зависимости от лекарств в подведомственных им районах. Некоторые страны со сравнительно хорошо развитой службой общественного здравоохранения сталкиваются с необходимостью осуществления комплексной широкой программы для борьбы с зависимостью от алкоголя и наркотических веществ. Главными компонентами такой программы являются: мероприятия по санитарному просвещению и обучению, другие службы предупреждения, выявление и распознавание случаев, организация служб лечения и реабилитации, законодательные меры, научные исследования. Во многих из этих видов деятельности службы здравоохранения должны играть решающую роль. В настоящее время все яснее проявляется тенденция к привлечению специалистов в области медицины и здравоохранения к разработке соответствующего законодательства и мер по борьбе< (см. раздел 1.4). Консультативная помощь медицинских работников необходима при планировании и осуществлении санитарно-просветительных программ для школьников, общего населения и специальных групп населения. Служба здравоохранения может взять на себя организацию некоторых программ обучения и подготовки персонала в лечебных центрах или же делать это совместно с добровольными организациями, медицинскими и другими научными обществами и университетами. Программы обучения для лиц неме- дицинских профессий, работающих с алкоголем и другими наркотическими веществами, могут также подготавливаться учреждениями здравоохранения. Эти вопросы более полно изложены в разделе 3. В общем службы здравоохранения несут главную ответственность за работу по выявлению случаев, лечению и реабилитации, как указано в разделе 2. Комитет подчеркивает, что там, где это возможно, лечение лиц, зависимых от алкоголя и других веществ, должно осуществляться существующими службами здравоохранения. Из-за многообразия причин зависимости от алкоголя'и других веществ персонал здравоохранения должен разрабатывать систему предупредительных мер в сотрудничестве с представителями других профессий, как указано в разделе 1.2. Профилактические меры должны включать экономический и законодательный контроль за производством и распределением агентов, вызывающих зависимость, а в некоторых случаях и меры финансового характера. Помимо сотрудниче¬ |