Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. М.:Молодая гвардия, 1986

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 165   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165 166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288 

блогополучно блогодаря разумному и тактичному подходу родителей. Не прояви они достаточно такта н осторожно* сти, ребята могли бы твердо стать на престуиный путь.

Мы много говорим о «трудных» подростках, о тех, кто околачивается в подворотнях, сплачивается в компания, где вино и даже водка — явление обычное. Отсюда шаг к преступлению, к постепенному опустошению и деградации личности. А откуда они появляются, эти «трудные» подростки? И надо ли удивляться, что они есть?

Группа учителей, изучавшая, как отражается потребление алкоголя родителями на успеваемости учеников, установила, что в 36 процентах причиной отставания школьииков был алкоголизм родителей, а в 50 их частые (ио мнению взрослых, «невинные») выпивки и вечеринки дома. Если ребенок родился и живет в семье пьющих родителей, если у него отмечена умственная неполноценность, то как можно рассчитывать, что он будет «нетрудным»?! •

У нас во дворе постоянно играют в хоккей дети 8— 10 лет. Вместе с ними часто играет парень лет 17, ростом со взрослого мужчину, но по своему поведению не отличающийся от десятилетних. Он постоянно околачивается во дворе. Неизвестно, когда он учит уроки и учится ли он вообще? Оказывается, его родители уже давно и сильно пьют.

Нет необходимости описывать горестное положение подростка в семье алкоголика. Оно достаточно хорошо представлено в художественной литературе. Но даже к тех семьях, где отец не считает себя алкоголиком, а просто «пьющим» и даже «умеренно» пьющим, подросток с ранних лет испытывает на себе весь гнет этой страшной привычки отца. Дело не только в материальной стороне дела, хотя и это отражается на детях всей своей тяжестью. «Пьющий» отец скорее купит бутылку водки, чем книгу сыну. «Пьющий» отец вместо того чтобы сходить с сыном в музей, театр или филармонию, познакомить его с историческими достопримечательностями, будет проводить время со своими собутыльниками. Вместо того чтобы вечерами вслух почитать интересную книгу и обсудить ее с сыном, он заплетающимся языком будет молоть ему всякую чушь, а если сын попробует от этого уйти, то он может получить подзатыльник или ремень в сопровождении «площадной брани». Ученику нужно готовить уроки, а тут длинные «назидательные» речи, которые невнятно бормочет подвыпивший отец. Подростку

необходимо сосредоточиться, чтобы решить трудную задачу или написать сочинение, а тут так называемые пес* ни подгулявшей компании, громкие высказывания типа кто кого «уважает», ссоры, а то и драка. И ведь все это часто происходит в той же комнате, где подросток должен и заниматься и спать.

Какое может быть здесь воспитание? Где здесь славные, блогородные народные традиции, которые должен передать отец сыну и которые испокон веков воспитывали в молодых людях патриотизм, любовь к Родине и семье, своему родному месту?

Особенно мне хотелось бы указать на ценность семейных вечерних чтений. В течение многих лет у нас они проходили почти каждый вечер. Сделав уроки и все по хозяйству, мы усаживались всей семьей и до ночн по очереди читали вслух исторические книги. Мнения отца, его комментарии, дополнения из своей жизни украшали это чтеине и во много раз усиливали воспитательное зна-чеиие самой интересной н поучительной книги.

Ничего подобного в «пьющей» семье, как правило, не бывает. Я с горечью смотрю, как у нас во дворе группа подвыпивших мужчин среднего возраста почти ежедневно, сидя на лавочках, часами играет в домино или карты. А ведь у них наверняка есть дети.

Когда мы говорим о последствиях потребления алкоголя, то всегда задумываемся над тем, что значит рождение неполноценного ребенка. Какое это страшное горе, как ломает оно жизнь всех членов семьи, какой это тяжелый нравственный крест!

Я видел однажды, как вся семья, в которой отец сильно выпивал еще до рождения ребенка, ухаживала за шестнадцатилетним подростком, который по умственному развитию почти был полным идиотом. Он не мог самостоятельно ни есть, ни пить. Его кормили с ложечки, а он обливался и часто выбивал ложку из рук кормящего. Не умел говорить, плохо понимал, когда к нему обращались. Казалось бы, как можно такого сына любить? А между тем большей нежности, любви и заботы, чем проявлялась к этому мальчику, я не видел. И когда он умер, развязав, казалось бы, родителям руки, в семье было такое тяжелое, такое искреннее горе, сильнее которого невозможно и представить.

Трудно сказать, чем это объясняется. Может быть, здесь играет свой роль чувство собственной вины перед этим беспомощным существом. (Хотя не все знают истин



Hosted by uCoz