Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. М.:Молодая гвардия, 1986

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 114   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114 115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288 

ратился к хирургу Б., который пользовался весьма сомнительной славой авантюриста. Б. застращал Алексея Леонтьевича мрачными прогнозами его болезни и уговорил его лечь к нему в клинику. Тот согласился. Пришел он в клинику на своих ногах, а обратно, через несколько месяцев, супруга увезла его домой на носилках. После укола в спинно-мозговой канал, сделанного непонятно с какой целью, у Алексея Леонтьевича наступил полный паралич нижних конечностей и паралич всех органов таза. Он оказался прикованным к постели и живет сейчас только блогодаря исключительному милосердию супруги, ее доброте в неугасающим чувствам дружбы и уважения к нему. Удивительная, обаятельная женщина!..

При употреблении алкоголя, как мы уже отмечали, страдают самые тонкие функции мозга, все высокие чувства человека. Любой творческий работник, употребляя алкоголь, наносит непоправимый вред своим способностям и делу, которому он посвятил жизнь. Грустно смотреть на талант, который исчезает прямо на глазах, погибая под ударами наркотического яда.

У лиц, хронически употребляющих алкоголь, теряется способность переходить от одного ряда ассоциаций к другому. В обычной, заученной, шаблонной деятельности такие люди продолжают работать почти с прежней силой. В жизни есть много видов умственного труда (к примеру, канцелярский, бухгалтерский), которые представляют собой ряд тождественных, стереотипных действий по готовому образцу, и ограниченность умственных способностей здесь не проявляется так ярко и наглядно. Там же, где требуется оригинальность умственных ассоциаций, где нужны свежие концепции, способность к глубокому анализу и широким обобщениям, — там люди, хронически потребляющие алкоголь, оказываются несостоятельными. В этом смысле любое дело, безусловно, затормаживается или даже совсем рушится, если в его руководстве стоят те, кто не может преодолеть свой тягу к спиртному. То же касается и так называемых творческих работников.

Как бы ни были велики расстройства умственной деятельности мозга, все же, по признаниям ученых, главнейшие изменения имеют место в психической жизни в характере пьющего человека. Первое, что бросается в глаза в поведении пьющего, это упадок нравственности, безраз

личие к обязанностям и долгу. Такое нравственное равнодушие начинает появляться очень рано, в ту пору, когда умственная деятельность мозга еще остается почти неизменной. Оно находит свое отражение в форме частичной нравственной анестезии, в виде полной невозможности испытывать известные эмоционалньые состояния.

И чем дольше и больше пьет человек, тем сильнее страдает его нравственность. Алкоголики нередко понимают зто своим умом, но понимают только рассудочно и в то же время не испытывают ни малейшего желания исправить положение. Такого рода состояние совершенно аналогично нравственному идиотизму и отличается от него только способом происхождения.

Упадок нравственности сказывается у пьяниц в их равнодушии к общественно-моральным нормам, в их эгоизме и цинизме. Но ведь самые малые отклонения от требований общественной нравственности очень опасны и легко ведут к тяжким преступлениям. И именно на этой почве произрастает преступность, хулиганство, антиобщественные поступки в поведении некоторых людей.

К числу неминуемых последствий алкоголя относится падепие искренности и правдивости людей. Утрату стыда и правдивости народ издавна связал в неразрывное понятие бесстыдной лжи: ложь потому и возрастает, что человек потерял стыд, утратив вместе с ним в своей совести и важнейший нравственный корректив правдивости.

Способность испытывать чистое чувство стыда утрачивается пьющими очень рано. Паралич этого высокого человеческого чувства понижает человека в нравственном смысле гораздо больше, нежели любой психоз.

В народе давно замечено, что стыд выражается краской стыда, стремлением спрятаться от чужого взгляда: потуплять взор, прятать глаза, отворачивать лицо, желать «провалиться сквозь землю» и т. д. Краска стыда — этот тонкий и чуткий механизм, полностью отсутствует у пьяниц, так же как отсутствует у них и стремление скрыть свое лицо и глаза.

Между тем стыд не только держит в известных границах физическую сторону человеческого существования, но является одним из основных начал нравственной жизни, делая людей чуткими к мнению других, мнению общественности и охраняя их от всего, что является безнравственным.

Лев Николаевич Толстой в своей статье «Для чего



Hosted by uCoz