Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. М.:Молодая гвардия, 1986

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 153   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153 154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288 

занимают и волнуют его воображение. И правы те, кто утверждает: алкоголизм в подростковом возрасте начинается не с иервой выпитой, а с первой увиденной рюмки. Подростки наиболее склонны к подражанию. Их легко можно увлечь высоким, героическим и добрым примером, но можно научить и злому, дурному.

Вследствие незрелости нервных клеток, повышенной рефлекторной возбудимости коры больших полушарий, слабости тормозных процессов в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у подростка возникают тяжелые отравления и различные заболевания. Но именно в подростковом возрасте дети легко приобщаются к вину. И это объяснимо.

Мозг и вся нервная система подростка находятся в стадии функционального развития. В этот период жизни в организме человека происходят серьезные эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, что стимулирует неустойчивость нервных процессов, которая у подростков проявляется в виде эмоциональной возбудимости. Интенсивное развитие и совершенствование центральной нервной системы ведет к их необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды (различные психические перегрузки, травмы, случайное или умышлепное потребление алкоголя).

Подростковый возраст наиболее подвержен резким колебаниям психических реакций. Как показали специальные психологические наблюдения над детьми этого

возраста, у них в 6—7 раз чаще имеет место упрямство, в 10 раз — бравирование своими недостатками и в 102 раза — недостаточно мотивированные поступки, то есть действия, причины которых они сами не могут объяснить.

Эти особенности характера и психики подростков вызваны как физиологическими, так и психологическими причинами. Период бурного развития организма характеризуется иногда несогласованным развитием отдельных органов и систем. Например, быстрое созреванне эндокринной системы перегоняет соответствующее развитие мозга, сердце иногда развивается быстрее сосудов и т. д. Это приводит к повышенной утомляемости подростка, а отсюда и росту его немотивированных поступков.

Изучение 126 негативных поступков подростков показало, что все они были совершены во второй половине дня, то есть в период большего утомления. Из 114 случаев упрямства — 72 были проявлены также во второй половине дня. Задиристость же, наоборот, из 124 случаев в 102 имела место в первую половину дня.

Одна из психологических особенностей подростков — это ярко выраженная потребность в признании их личности. Ради самоутверждения они и совершают нередко отрицательные поступки. Дети в этом возрасте не уверены в своих достоинствах и в то же время очень хотят показать себя достойными. У них в резкой степени выражена зависимость от других людей, от их мнений, и в то же время им очень хочется показать себя независимыми и самостоятельными в решении тех или иных вопросов. Они проявляют удивительную настойчивость в удовлетворении своих желаний и ищут различные пути для осуществления своих планов.

Совершенно ясно, что при таком неустойчивом характере требуется исключительное внимание к воспитанию подростка. Он должен самостоятельно избрать правильный путь, а тактично и ненавязчиво сориентировать его действия должны мы, взрослые: книгами, театром, кино, телевидением, примерами родителей, друзей, учителей, врачей и т. д.

Главными воспитателями, наставниками и учителями для подростка являются родители. А чему они могут его научить?

Не секрет, что почти все взрослое население в той или иной степени употребляет алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного.



Hosted by uCoz