1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 | |
же время появилось нехарактерное для них равиодушие, бесценность, они не ироверяли свои контрольиые работы, правильность решений задач. Стали наблюдаться новые черты в ох характере: дерзость, заносчивость, замкнутость. Подобные опыты на детях, с точки зрения на этики, конечно, недопустимы. К тому же мы не знаем, насколько глубоки те следы, которые остались в организмах детей иосле алкоголя, и обратимы ли они. Но полученные данные выразительно показывают, какое глубокое влияние оказывают на подростков так называемые малые дозы алкоголя, равные примерно 12—15 граммам водки в сутки. Казалось бы, самая малость, но и этого достаточно, чтобы заметно снизить умственный потенциал подростка и изменить, ухудшить его характер. Эта опыты начисто опровергают высказывания тех, кто разглогольствует о пользе для детей сухих виноградных вия, советуя сызмальства приучать пх к «культуре» впно-пития. Блогодаря чувствительности и легкой ранимости центральной нервной системы у подростка очень рано, буквально через 1—2 приема спиртных наиитков, возникает потребность в вине, ранняя алкогольная зависимость. Такое быстрое привыкание к вину ускоренными темпами ведет ребенка к алкоголизму, который у подростков возникает намного быстрее, чем у взрослых. Помимо этого, подросток предрасположен к приему алкоголя и из-за своей психологической неустойчивости. Как мы уже писали, он болезненно хочет добиться признания его личности. И для этого он готов на все. И если у него возникает иллюзия, будто употребление вина' делает его более умным, снимает скованность, что ему в этом случае легче показать свой эрудицию и авторитет, то для него достаточно 2—3 приемов алкоголя, чтобы привыкнуть и втянуться в винопитие. Трясина, в которую может попасть подросток, пристрастившийся к вину, засасывает человека полностью, превращая его в существо низменное и бедное духовно. И выбраться из такой трясины не так-то просто. «Я жил весело, и рядом со мной, как маленькая веселая собачка, бежал мой алкоголизм. Я и не заметил, как она вдруг выросла в огромного дога. Он встал на задние лапы и взял меня за горло. Я вырвался, побежал и спрятался на какой-то помойке. Там было противно, но я не знал, что делать...» — такими словами, напечатанными в «Собе- | седыике» (1984, № 39, ноябрь), выразил свой безысходность 18-летний студент Саша К., у которого признан хронический алкоголизм второй стадии. Дети в подростковом возрасте мечтают походить на своих героев. И в этом отношении наше кино и телевидение, обладая огромными средствами воздействия на умы и души подростков, не всегда действуют в нужном направлении. Очень часто герой, любимец ребят, не выпускает изо рта папиросу, то и дело попивает спиртные ва-питки. И если ребятам нельзя совершить героического поступка, то хотя бы папиросой во рту и рюмкой в руках они хотят уподобиться своему герой. Стремление быть взрослым или хотя бы походить на взрослого толкает многих подростков на путь потребления спиртных напитков. А взрослые этому способствуют, делают это часто не со зла, а по глупости и невежеству. В одной из санитарно-просветительных брошюр описан такой случай. Инвалид Н., или дядя Петя, 52 лет, получал пенсию и, прирабатывая вахтером, имел много свободного времени. Жена давно умерла, он жил один и любил выпивать у себя дома. Причем вел себя степенно, не дебоширил, под забором не валялся. Пил, что называется, «умеренно». Однажды к нему заглянул тринадцатилетний Игорь — жилец того же подъезда. Дядя Петя обрадовался случаю с кем-то перемолвиться словечком. — А, сосед, заходи! — приветствовал он мальчика. — Я, дядя Петя, на минутку. Но дядя Петя не дал парню договорить, раздел его, усадил за стол. Мальчику, конечно, польстило такое внимание и радушие. — Давай выпьем эа знакомство! Дядя Петя налил Игорю полстакана водки. Тот сначала испугался, отстранился, но хозяин его подбадривал: — Давай смелей! Когда-то, брат, все начииать надо... А насчет родителей не беспокойся, я старый партизан, у меня не выпытают! Несколько недель спустя Игорь привел к «доброму» дяде Пете своего друга Васю, и стали подростки все чаще и чаще туда наведываться. Родители долго не могли выяснить причину перемен, которые все чаще проступали в поведении и характере |