Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 136   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136 137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

— 136 —

объявления, а также всевозможные плакаты останавливают на спиртных напитках внимание тех, кто о них и не подумал бы; под влиянием частого напоминания о них человек постепенно и незаметно для себя привыкает думать, что спиртные напитки являются таким же обычным продуктом потребления, как и другие продукты, действительно человеку нужные и полезные. С этой же целью следует убрать из окон магазинов красивые ряды и горки бутылок «подальше от соблазна»... Реклама вовлекает новых потребителей в ряды пьющих.

Каждый, кто выступал пред аудиторией с сообщением о вреде алкоголя, знает, что его прежде всего начинают «крыть» тем, что указывают на образованных людей, в особенности на врачей:

— Вот врачи и учены и должны знать, что алкоголь вреден, однако, пьют, и иногда здорово пьют... Значит, им можно, а нам, выходит, нельзя, — иронически заканчивает непримиримый слушатель. Поэтому врачи и общественные работники должны показывать пример полного воздержания от спиртных напитков.

То обстоятельство, что многие, побывавшие в домах отдыха, бросили потом пить и курить, показывает, какое громадное значение имеют в деле борьбы с алкоголем наши дома отдыха. Дома отдыха служат не только для того, чтобы трудящийся отдохнул здесь среди покоя, простора, зелени, воды и чистого воздуха. Они учат, как нужно вообще отдыхать, они учат правилам гигиены, которые нужно соблюдать гражданам в своем новом домашнем и повседневном быту. Чрез дома отдыха прививаются новые здоровые привычки и навыки, чрез дома отдыха оздоровляется наш быт, а чрез оздоровление быта—путь к трезвости.

Доставить трудящемуся в его повседневной жизни здоровый отдых и здоровые, культурные развлечения,—это в сущности значит заложить одно из главных оснований нового быта. Новый быт вовлекает гражданина в общественную работу, которая дает ему новые, бодрые переживания; поднимая гражданина в его собственных глазах, общественная работа воспитывает в нем настоящее чувство собственного достоинства. Пробуждая любознательность, новый быт заполняет досуг трудящегося работой по саморазвитию и приучает его к чтению. Отдыхают дома, слушая вечернюю газету или концерт по радио, отдыхают в театре, в клубе, на спектакле или кино-сеансе; в клубах проводят вечера в разных кружках или за чтением, или просто в обществе товарищей. Надо только там, где в буфетах рабочих клубов продается пиво, как можно скорее прекратить эту продажу. Мне кажется, не нужно особенно доказывать, что в клубе, как в культурно-просветительном учреждении, совершенно недопустима продажа спиртных напитков. Рабочий клуб не может быть местом опьянения. Наоборот, рабочий клуб должен отвлекать своих членов от пивной, он должен быть местом борьбы

— 137 —

с народным стремлением к опьянению, и, вместо продажи алкоголя, там должны висеть агитационные плакаты по борьбе с алкоголем.

«Рабочая Газета» (№ 8—1926 г.) описывает, как ежедневно отдыхает трудовая Москва после трудового дня: «10.000 человек спешат в академические театры. В рабочих клубах сто длинных пучков света оживляют молчащие белые кино-экраньк Сотня тысяч граждан проводят вечер в 240 московских клубах. В часы отдыха 300 библиотек живут напряженной жизнью; ежевечерно в часы досуга 70.000 радиолюбителей слушают концерт. Но одни сотни тысяч человек развлекаются в клубах и театрах, другие—в душных пивных. Только в 55 пивных Моссельпрома из горлышек черных бутылок выливается ежедневно в желудки 3.000 ведер, а в Москве 700 пивных и столовых. Как видим, у многих досуг уходит не на укрепление ума и тела».

Новый быт, на место старых пьяных праздников с обжорством и разгулом, с дракой и сквернословием, вводит новые народные праздники с шумной, веселой толпой, с развлечениями на улице, с вечерами в клубе, с музыкой и зрелищами в театре. Новый быт, вместо пьяного времяпровождения в дни отдыха, вводит товарищеские спортивные прогулки, зрелища спортивных состязаний, массовые экскурсии за город, в музеи и вообще прививает здоровые и образовательные развлечения. Вместо пивной — клуб, вместо трактира — спектакль.

Старый быт немыслим без алкоголя. Новый быт немыслим с алкоголем.

г) Противоалкогольное воспитание подрастающего поколения. Будущее Республики—в наших детях, наша надежда—в нашей молодежи. Они должны придти нам на смену бодрые телом и духом, чтобы преемственно от своих отцов продолжать и углублять дело устроения новой жизни. Наш долг перед ними и Республикой заботиться о том, чтобы те таланты, которые в них таятся и ждут своего приложения в жизни, могли расцвесть в условиях правильного воспитания, здоровой обстановки и хорошего гражданского примера. Алкоголь не должен касаться детей, подростков и юношей, ибо он губит и извращает их ум, чувства и волю.

Усвоивши от взрослых алкогольные привычки, подрастающие поколения грозят в будущем сделаться поклонниками алкоголя и опасной обузой общества. Там, где Республика ждет полезных граждан, борцов за новую жизнь и строителей будущего, алкоголь может создать общественных паразитов и опасных правонарушителей.

Поэтому необходима спешная и ударная борьба с алкоголизацией детей и молодежи, так как грозная опасность этой алкоголизации у нас уже имеется. Как садовник ухаживает за молодыми побегами, цветами и плодами, нежно оберегая их от влияния холода



Hosted by uCoz