1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 | |
«Развить, укрепить, организовать, довести до конца антиалкогольный режим в стране возрождающегося труда—такова наша задача. И хозяйственные, и культурные наши успехи будут итти параллельно с уменьшением числа «градусов» Тут уступок быть не может». J1. Троцкий. («Вопросы быта», 1923 г.). I. Распространение алкоголя.1. Исторические сведения о спиртных напитках и современное их распространение. Люди давно, еще со времен глубокой древности, знают и употребляют средства, которые, опьяняя человека, веселят его, заставляют как бы забыть- на время горе и заботы жизни, вызывают кажущийся подъем сил и энергии и т. д. Тяжелые материальные условия и все лишения жизни, вызванные борьбой за существование, бесправное положение, непосильный труд, умственная темнота одних классов или безделье, пресыщенность и пустота жизни других застав 1яли и заставляют людей искать забвения и радости в опьянении. Однообразное и скучное существование среди повседневного и подневольного труда или среди обеспеченной праздности требуют возбуждения притупившихся чувств, которое люди и стараются получить в опьянении. Но люди обычно не знали и не знают или не хотят верить, что этот приятный дурман опьянения и кажущийся прилив сип получается вследствие отравления мозга, потому что эти опьяняющие или так называемые наркотические средства являются ядами Наиболее распространенным и доступным во всех странах средством опьянения служил и служит алкоголь, который в виде этилового спирта входит в состав спиртных напитков. Искусство приготовлять спиртные напитки, опьяняющие человека, человечество знает с незапамятных времен. Самый древний из них— виноградное вино. Еще во времена седой древности людьми было замечено свойство виноградного сока подвергаться брожению, то-есть раолагагься, терять свой сладкий вкус и превращаться в опьяняю-■цп напиток (блогодаря появлению в нем спирта). | — 6 — Исторические исследования и исторические памятники в виде сохранившихся рисунков, документов и т д. свидетельствуют, что древние китайцы, египтяне, индусы и прочие народы, жившие за много тысячелетий до нашего времени, уже предавались пьянству. Но и тогда, в глубине отдаленных от нас времен, сознавалось зло алкоголизма и делались попытки оказывать ему противодействие. Так, еще за три тысячи лет до нашего периода в Китае был издан правительственный приказ, в котором указывалось на распространение пьянства среди китайцев и на те гибельные последствия, которые от этого получались. В Британском Музее хранится египетский папирус, относящийся к еще более древним временам, в котором также говорится о том зле, которое получается от алкоголя. Греки и римляне, позднее вступившие на арену истории, тоже потребляли вино. В Греции и Риме ежегодно после сбора винограда устраивались празднества в честь бога вина Вакха (он же назывался и Бахус и Дионис), которые сопровождались диким разгулом и назывались вакханалиями*). Лучшие народные умы этих стран также видели и понимали то зло, которое происходит от спиртных напитков. Поэтому в законах страны они проводили суровые меры против пьянства. Древние греки и римляне строго наказывали пьяных. В Греции существовал закон, который увеличивал вину преступления, если оно было сделано в состоянии опьянения. Неисправимых пьяниц там наказывали по этому закону смертью. В Риме не разрешали пить бедным и женщинам. Плебеев (простолюдинов), замеченных в пьянстве, обращали там из свободного состояния в рабство. Все эти законы имели целью сохранить живую силу рабочих рук-а также оградить общество от несчастий и преступлений пьянства. В средние века тоже боролись с пьянством, применяя к пьяницам меры строгого наказания: им отсекали уши, сажали их в тюрьмы, ссылали в ссылку и т. д. Но все подобного рода отдельные меры были, конечно, ничто в сравнении с соблазном и покоряющей силой алкоголя. В продолжение тысячелетий алкоголь неустанно продолжал вести свой разрушительную работу, в которой он неизменно поддерживался заблуждениями людей, обманутых коварными свойствами вина. Много сказаний существует об алкоголе, много песен сложено в честь вина. Поэты посвящали ему свои творения. Вино называли даром богов человеку. Но губительная работа алкоголя, однако, не обрушивалась тогда на головы всего населения, ибо народ в своей массе все-таки был трезв. Алкоголь быль доступен только богатым и знатным, так как он дорогим способом получался из винограда, а поэтому виноградное вино было дорого и почти недоступно для широких *) Это название удержалось и до настоящего времени: все дикие и бурные попойки образно называются и теперь «вакханалиями». |