Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 104   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104 105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

— 104 —

делается. Тут тебе и поешь как следует, и тело вздохнет... одним словом, рабочему человеку без этого нельзя!

Поэтому так сильно было распространено у нас, в дореволюционной России, пьянство в городах, где особенно тяжелы оыли условия фабрично-заводского труда и рабочего быта.

Те же в сущности обстоятельства заставляли пить тогда и наших крестьян. Тяжелый и неблогодарный труд при первобытных способах обработки земли, бедность, нищета, полная зависимость и беспомощность от стихии и случайностей, тесная, грязная и чад^ ная изба, куда зимой вводился и скот, бесправие, суеверия, умственная темнота и т. д. гнали крестьянина в кабак. Одна был i радость, одна была утеха—иапиться до одурения. В голодные годы выпивалось еще больше спирта.

Пьянство, как проклятое наследие прошлого, перешло и к революционной России.

2. Причины алкоголизма среди образованных и состоятельных классов.

Но причины потребления спиртных напитков нельзя сводить только к эксплуатации, бедности, темноте и невежеству. Алкоголь— коварный враг, он захватил и покорил все слои населения и держит в своем плену не только тех, кого заставляет пить горькая доля, но и тех, в жизни которых нет этой горькой доли. Алкоголизм есть болезнь не только бедных и непросвещенных людей, но и богатых, и образованных. Пьют классы буржуазные, пьют вообще люди состоятельные, пьют работники умственного труда и т. д. Вообще, каждый человек, из какого бы класса он не происходил, испытывает потребность получить приятное возбуждение, поднять свое настроение, хотя бы искусственно развеселиться и забыться от наскучившей ему обыденщины. Алкоголь является наиболее доступным для всех средством, которое в опьянении дает желанное возбуждение. Поэтому так и распространено потребление спиртных напитков. Обычно с повышением материального блогосостояния люди начинают пить более дорогие и «слабые» вина. Если бедняки пьют быстро оглушающие и дешевые крепкие напитки, пьют на голодный желудок, пьют при всяком удобном случае, когда и напиваются до потери человеческого образа, то состоятельные классы потребляют более тонкие вина, пьют за столом, уставленным обильной едой, и не доводят свое опьянение до глубокой степени паралича мозговой деятельности, а обычно вызывают только повышенное и приятное самочувствие; развязность и веселое настроение. Причина потребления спиртных напитков среди богатых классов заключается в скуке, отсутствии у них интересов и переживаний, связанных с борьбой и трудом. Так как богатому человеку легко доступны блага жизни, то поэтому для него часто все становится уже

— 105 —

обычным и скучным. К алкоголю прибегают, следовательно, не только тогда, когда нужно забыться от тягот и печали жизни в тяжелом угаре, но и тогда, когда пресыщенность жизнью у человека, пользующегося всеми ее материальными благами, требует острого возбуждения его притупившихся чувств. Люди образованные нередко пьют потому, что не находят удовлетворения в своем труде и в опьянении тоже ищут забвения от однообразия жизни.

Известно, как раньше запивали у нас иногда интеллигентные работники в провинции, которые приезжали туда с горячим желанием вести общественную работу и с жаждой широкого служения своему делу. Это желание, однако, они не могли осуществить в условиях полицейского государства; жизнь их тогда замыкалась в узком кругу служебных и личных интересов, наступало разочарование. Некоторые из них не выдерживали, запивали «горькую», ища в опьянении забвение и желая утопить в алкоголе свое разочарование и свое недовольство.

3* Питейные нравы, обычаи и предрассудки.

Глубоко укоренились в быту народов питейные нравы и обычаи. Они тоже являются одной из могущественных причин распространения алкоголя. Особенно у нас распространены эти обычаи. Пьют в праздники и в дни отдыха, пьют на крестинах, именинах, свадьбах, похоронах, пьют при удаче (ставят «могарыч»), пьют с неудачи («заливают горе»), пьют при свидании, пьют при прощании («на дорожку», «посошок»), пьют «мировую» и т. д.. и т. д. Пьют на общественных торжествах, празднествах, чествованиях и т. д., где со спиртом в руках произносят речи по вопросу об общественном благе или приветствуют заслуги ученого деятеля, общественного работника и пр., пьют в домашней компании, когда нужно угостить и опьянением развлечь своих гостей, оживить их беседу.

Прием гостей без вина считался у нас, да считается и теперь, особенно в деревне, обидой для гостей, оскорблением, насмешкой над гостями. Такого хозяина готовы считать ненормальным, каким то чудаком, и уж, конечно, он в следующий раз этих гостей не дождется. За то славой гостеприимства пользуется тот, кто выставляет на столе баттареи бутылок и «накачивает» своих гостей. «Вот этот угостил, в лоск!»—восторженно отзываются о нем его собутыльники. Выпивку считают удальством, количеством поглощенных за выпивкой спиртных напитков похваляются. Выпивают «для храбрости», пьют из подражания, т.-е. не потому, что чувствует потребность в алкоголе, желание и влечение к нему, а просто потому, что «пьют другие—надо попробовать и мне». Хуже того: бывает, что человеку и не хочется пить, ему даже противно вино, но °н насилует себя и пьет, потому что так требует обычай, потому



Hosted by uCoz