Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 112   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

VII.

Борьба с алкоголизмом.

1. Необходимость борьбы с алкоголизмом.

Итак, мы видим, что алкоголь есть яд, который должен иметь свое место только в промышленности; он нужен для технических целей (например, для двигателей внутреннего сгорания, для производства красок, для лабораторий и т. д.), но ему совершенно не должно быть места в желудке человека, так как он отравляет человека, калечит и сокращает его жизнь. Алкоголю не должно быть места в жизни человеческого общества, как продукту народного потребления, ибо он жестокий социальный бич, который несет человеческому обществу вымирание, вырождение, преступность и обнищание.

Алкоголю должна быть объявлена борьба. Борьба с алкоголем есть борьба за культуру и здоровье народа, за силу и богатство страны, за ее будущее. Если у животного орудие защиты и борьбы за существование есть его зубы и сильные мускулы, изощренные органы чувств (как, напр., у хищников), выделяемые яды (змеи и пр.), а также и всевозможные приспособления для самозащиты (напр., белая окраска шерсти у зайца зимой, иглы у ежа и пр.), то у человека единственное и могущественное орудие защиты и борьбы есть его разум, выработанный им в ходе развития и совершенствования из нижестоящих ступеней животного мира. Человек силой своего разума подчинил себе нужных ему животных, победил и заставил служить себе силы природы. Движение человечества вперед по пути культуры происходит вследствие непрестанной творческой работы его ума. Наука, искусство, электрические и железные дороги, телеграф, телефон, современные чудеса техники, аэропланы, радио и т. д., все это работа человеческого мозга. Поэтому народ должен развивать и совершенствовать, а не ослаблять отравой, свое орудие защиты и борьбы—свой мозг, как орган его разумной и творческой деятельности. Алкоголь поражает мозг и, следовательно, тем самым ослабляет и разрушает творческие силы человека; поэтому он грозит остановить движение человеческих завоеваний вперед и грозит ослабить могущество и превосходство человека в природе. Только трезвый народ может особенно. успешно подниматься вверх по ступеням культуры.

— 113 —

Борьба с алкоголем есть борьба за здоровое потомство. «Если мы желаем иметь более здоровых детей, то мы должны их такими не только воспитать, но и произвести на свет»—писал проф. Мебиус. Долг народа перед последующими поколениями обязывает народ быть трезвым, потому что пьяное семя дает слабое, больное и вырождающееся потомство.

2. Методы борьбы с алкоголем в разных странах*

Но как бороться? Как сломить врага, старого, сильного, имеющего за собой армию сторонников, искушенного опытом, который он накопил в течение нескольких тысяч лет? Ведь еще древние народы вели борьбу с алкоголем. В настоящее время все народы считают, что необходимо бороться с алкоголем, и борьба с ним ведется почти во всех странах, при чем приемы этой борьбы в разных странах применяются различные,

В Англии, Франции и Германии с этой целью установлен высоний акциз — государственный налог—на спиртные напитки. Правительства этих стран полагают, что высокая цена на спиртные напитки будто бы ограничивает их потребление. Опыт показывает, что эта мера ведет только к увеличению народных расходов на алкоголь и к увеличению государственных доходов, не сокращая потребления народом алкоголя.

В Швейцарии {установлена с 1886 года государственная винная монополия, то-есть право торговли спиртными напитками принадлежит только государству, которое регулирует эту продажу с целью сокращения народного пьянства. Часть доходов от продажи спиртных напитков идет на борьбу с алкоголем. Опыт и здесь показал, что потребление алкоголя с введением монополии не только не сократилось, но даже увеличилось. Разница только в том, что народ от крепких напитков перешел к более слабым, но общее количество поглощаемого в них чистого алкоголя стало еще больше.

В странах Скандинавского полуострова—в Швеции и Норвегии—введена так называемая Гетеборгсная система, потому что впервые ее ввел 80 лет тому назад шведский гсродок Гетеборг. Система эта заключается в том, что акционерные общества, которым сдано право, торговли спиртными напитками, берут из доходов, получаемых от продажи спиртных напитков, в свой пользу только 6% годовых на свой капитал, а остальные доходы идут на улучшение быта рабочих и на борьбу с алкоголизмом. По деревням соесршенно запрещена продажа спиртных напитков, в городах же продгжа спиртных напитков тоже может быть воспрещена, если этсго ахочет большинство жителей, при чем в голо-совании участвуют и женщины. Такое право местного запрещения продажи спиртных напитков существует также в Дании и в Канаде. В тех же странах Скандинавии—Швеции и Норвегии—журналам и газетам не разрешается печатать объявления о местах продажи питей и запрещено



Hosted by uCoz