Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 105   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105 106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

— 105 —

обычным и скучным. К алкоголю прибегают, следовательно, не только тогда, когда нужно забыться от тягот и печали жизни в тяжелом угаре, но и тогда, когда пресыщенность жизнью у человека, пользующегося всеми ее материальными благами, требует острого возбуждения его притупившихся чувств. Люди образованные нередко пьют потому, что не находят удовлетворения в своем труде и в опьянении тоже ищут забвения от однообразия жизни.

Известно, как раньше запивали у нас иногда интеллигентные работники в провинции, которые приезжали туда с горячим желанием вести общественную работу и с жаждой широкого служения своему делу. Это желание, однако, они не могли осуществить в условиях полицейского государства; жизнь их тогда замыкалась в узком кругу служебных и личных интересов, наступало разочарование. Некоторые из них не выдерживали, запивали «горькую», ища в опьянении забвение и желая утопить в алкоголе свое разочарование и свое недовольство.

3* Питейные нравы, обычаи и предрассудки.

Глубоко укоренились в быту народов питейные нравы и обычаи. Они тоже являются одной из могущественных причин распространения алкоголя. Особенно у нас распространены эти обычаи. Пьют в праздники и в дни отдыха, пьют на крестинах, именинах, свадьбах, похоронах, пьют при удаче (ставят «могарыч»), пьют с неудачи («заливают горе»), пьют при свидании, пьют при прощании («на дорожку», «посошок»), пьют «мировую» и т. д.. и т. д. Пьют на общественных торжествах, празднествах, чествованиях и т. д., где со спиртом в руках произносят речи по вопросу об общественном благе или приветствуют заслуги ученого деятеля, общественного работника и пр., пьют в домашней компании, когда нужно угостить и опьянением развлечь своих гостей, оживить их беседу.

Прием гостей без вина считался у нас, да считается и теперь, особенно в деревне, обидой для гостей, оскорблением, насмешкой над гостями. Такого хозяина готовы считать ненормальным, каким то чудаком, и уж, конечно, он в следующий раз этих гостей не дождется. За то славой гостеприимства пользуется тот, кто выставляет на столе баттареи бутылок и «накачивает» своих гостей. «Вот этот угостил, в лоск!»—восторженно отзываются о нем его собутыльники. Выпивку считают удальством, количеством поглощенных за выпивкой спиртных напитков похваляются. Выпивают «для храбрости», пьют из подражания, т.-е. не потому, что чувствует потребность в алкоголе, желание и влечение к нему, а просто потому, что «пьют другие—надо попробовать и мне». Хуже того: бывает, что человеку и не хочется пить, ему даже противно вино, но °н насилует себя и пьет, потому что так требует обычай, потому

— 106 —

что надо «поздравить», «уважить», «разделить компанию» и т. д. Если не выпить, то могут обидеться. Все эти питейные обычаи и нравы живут и процветают в народе пото*му, что они поддерживаются общераспространенными и общеусвоенными заблуждениями и предрассудками: всюду властвует легкомысленный взгляд на алкоголь, и на опьянение смотрят, как на невинное удовольствие: обманчивы свойства алкоголя, который, отравляя человека, как бы веселит его и тем самым обманывает выпившего человека.

Какое искреннее удивление, а подчас и недоверие, видишь на лицах слушателей и слышишь в их замечаниях, когда сообщаешь им о вреде спиртных напитков.

— Неужели и немножко вредно?

— Нет! Я с докторами не согласен: пред обедом выпить полезно!

— Конечно, много не хорошо, а с умом можно!

— От вина человек полнеет...

— Сами доктора вино прописывают...

— При тяжелых работах, или когда работают на холоде, нарочно дают спирт...

Такие замечания без конца слышишь со всех концов аудитории, как только закончишь сообщение по алкогольному вопросу.

— Во блоговремении хор-рошо!—смачно гудит из угла бас и вызывает дружный и одобрительный хохот всей аудитории.

Анкета, произведенная, например, То*мским губздравом среди крестьян Томской губернии об их отношении к самогонке, показала, что большинство крестьян относится к самогонке доброжелательно, так как считает самогонку полезной для здоровья.

Алкогольный капитал, заинтересованный в народном потреблении спиртных напитков, принимает все *меры к тому, чтобы поддерживать, распространять и поощрять питейные обычаи и предрассудки. Одним из могучих средств является в этих целях реклама: соблазнительные и красивые ряды и гЬрки бутылок в зеркальных витринах магазинов, красочные плакаты, газетные объявления и т. д. В капиталистических странах алкогольный капитал держит в своих руках «шестую державу»—общую печать. Знаменитый немецкий психиатр и неутомимый борец за трезвость, профессор Крепелин, принужден был недавно заявить, что в течение 20 лет ему не удалось поместить ни в одной газете ни одной статьи о действии алкоголя на организм человека. Газеты и журналы при всем уважении к высокому научному авторитету профессора Крепелина отказывались, однако, печатать его статьи, так как боялись потерять заказы на выгодные объявления от пивных заводчиков и алкогольных фирм.



Hosted by uCoz