Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 11   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

— 11 —

Впоследствии право продажи спиртных напитков правительства стали сдавать за большие деньги частным лицам, которые назывались откупщиками, или правительства устанавливали на продавцов спиртных напитков особые налоги (патент и акциз). Откупщики и кабатчики, жадные до своих барышей, еще более усердствовали в спаивании народа и наживали на народном пьянстве громадные капиталы. Распространившись во всей народной массе, алкоголь стал угрожать теперь уже не отдельным семьям князей, бояр и купцов, а всему народу. Раньше вино было доступно только богатым, теперь дешевая водка стала доступна всем. Потребление народом алкоголя скоро приняло форму алкоголизма, т.-е. привычного потребления народом спиртных напитков (главным образом, водки), и стало носить характер народной болезни, характер величайшего народного бедствия Алкоголизм имел корни в условиях существовавшего тогда общественного порядка Нищета, ярмо тяжелого труда, духовная темнота, бесправное положение народных масс созданные сначала крепостничеством, а потом капиталистической эксплуатацией, представляли как-раз те условия, в которых наиболее процветало пьянство Народ постоянно искал всякого случая, чтобы напиться и чтобы в дешевой водке—сивухе—потопить все лишения, обиды, горе и гнет жизни, порождаемые рабством и эксплуатацией. Классы дворянские и буржуазные пили тоже не мало: одни из них проводили жизнь в попойках и кутежах, пропивая средства, которые доставлялись им из их имений и предприятий; другие, хотя пили как-будто регулярно и умеренно, а напивались только в особых случаях (например, в гостях), тоже в общем уничтожали громадное количество алкоголя. Ведь потребность в опьянении одинаково была свойственна и этим классам, так как в опьянении они получали острое и приятное возбуждение, которое было для них развлечением. Но классы богатые имели и другие способы развлечения, позволявшие им разнообразить свой, почную однообразного безделья и излишеств жизнь (напр., охота, путешествия, театр и т. д.), тогда как нищий, темный,, бесправный и невежественный народ не знал и не имел других путей забвения от своей горькой доли, кроме тяжелого дурмана спиртных напитков. Поэт Некрасов, изобразивший в своих стихотворениях тяжелую и беспросветно-горемычную жизнь крепостного народа-раба, в своем стихотворении «Пьяница» пишет:

Но мгла отвеюду черная.

Навстречу бедняку Одна открыта торная Дорога—к кабаку В другом стихотворении он говорит про крестьянина*

До смерти работает,

До полусмерти пьян..

После отмены крепостного права крестьянство, гонимое из кревни безземельем и гоподом, пошчо в горот, продавать свой труд

— 12 —

фабрикантам. Появился городской пролетариат. Тогда городские кабаки наполнились новыми посетителями—рабочим людом, который в дни получки, в предпраздничные и праздничные дни валом валил сюда и в пьяном чаду находил здесь забвение от своих беспросветных будней.

Улицы города особенно шумно оглашались теперь пьяной песней, непристойной руганью, дикими криками, драки и поножовщины. В рабочих каморках и казармах тоже шел «дым коромыслом». Тяжким дыханием отравленных сивухой, плачем избитых женщин, всхлипыванием притихших и вспуганных детей оканчивался «праздничный день» трудового люда.

Наши русские поэты и писатели не сочиняли хвалебных произведений в честь вина, а описывали народное горе и народные не-счастия, происходящие от пьянства.

Поэт Алексей Толстой в своих стихах так изображает то пьяное время:

По нашему русскому царству На кляче разбитой верхом,

Один богатырь разъезжает И взад, и вперед, и кругом...

Покрыт он дырявой рогожей,

Мочалы вокруг сапогов,

На брови надвинута шапка,

За пазухой пеннику штоф «Ко мне, горемычные люди!

Ко мне, молодцы, поскорей!

Ко мне, молодицы и девки Отведайте водки моей»!

Красив ли он, стар, или молод Никто не заметил того Но ссоры болезни и голод Плетутся за клячей его.

И кто его водки отведал От ней не отстанет никак,

И всадник его провожает У с луж ибо в ближний кабак.

Стучат и расходятся чарки,

Рекой бушует вино,

Уносит деревни и села И Русь затопляет оно;

Дерутся и режутся братья И мать дочерей продает Плач, песни и вой, и проклятья Питейное дело растет.

Пьянство вошло в быт народа, стало обычаем и неизменным спутником народного быта. Рождение человека, все события его жизни (солдатчина, женитьба, окончание учения, поступление на работу и пр.), смерть человека сопровождались водкой и пьянством. Пили от горя и пили с радости, пили от нечего делать



Hosted by uCoz