1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 | |
— Ill — потребности в опьянении, или он в состоянии без труда побороть желание, или он так воспитан и вырос в таких условиях, что не приобрел привычки к спиртным напиткам (например, громадное большинство женщин). Случается, что человек имеет какое-либо другое пристрастие, которое приятно заполняет его досуг и отдых (музыкальный инструмент, охота, чтение и пр.), так что ему не нужно опьянение. Наконец, человек может быть захвачен какой-либо задачей в жизни, осуществление и служение которой дает ему удовлетворение и радость. Например, духоборы—трезвенники. Они тоже занимаются сельским трудом, но они не пьют потому, что находят удовлетворение в своем труде и в своем особом устройстве жизни, которое они считают единственно правильным. Эти, можно сказать, исключительные примеры трезвости как раз и подтверждают то правило, что потребление спиртных напитков порождается неудовлетворенностью, недовольством и горем жизни, которые переживают народные массы и которые вытекают из неустройств общественной жизни. Если бы пили немногие сотни или тысячи людей, то можно было бы подумать, что эти люди пьют потому, что они порочны, распущены и имеют дурную волю. Но пьют миллионы людей, пьют все народы, все классы и состояния. Поэтому и причины потребления алкоголя должны быть другие: они находятся не в особенностях отдельного человека, а в условиях жизни всего общества. | VII. Борьба с алкоголизмом.1. Необходимость борьбы с алкоголизмом.Итак, мы видим, что алкоголь есть яд, который должен иметь свое место только в промышленности; он нужен для технических целей (например, для двигателей внутреннего сгорания, для производства красок, для лабораторий и т. д.), но ему совершенно не должно быть места в желудке человека, так как он отравляет человека, калечит и сокращает его жизнь. Алкоголю не должно быть места в жизни человеческого общества, как продукту народного потребления, ибо он жестокий социальный бич, который несет человеческому обществу вымирание, вырождение, преступность и обнищание. Алкоголю должна быть объявлена борьба. Борьба с алкоголем есть борьба за культуру и здоровье народа, за силу и богатство страны, за ее будущее. Если у животного орудие защиты и борьбы за существование есть его зубы и сильные мускулы, изощренные органы чувств (как, напр., у хищников), выделяемые яды (змеи и пр.), а также и всевозможные приспособления для самозащиты (напр., белая окраска шерсти у зайца зимой, иглы у ежа и пр.), то у человека единственное и могущественное орудие защиты и борьбы есть его разум, выработанный им в ходе развития и совершенствования из нижестоящих ступеней животного мира. Человек силой своего разума подчинил себе нужных ему животных, победил и заставил служить себе силы природы. Движение человечества вперед по пути культуры происходит вследствие непрестанной творческой работы его ума. Наука, искусство, электрические и железные дороги, телеграф, телефон, современные чудеса техники, аэропланы, радио и т. д., все это работа человеческого мозга. Поэтому народ должен развивать и совершенствовать, а не ослаблять отравой, свое орудие защиты и борьбы—свой мозг, как орган его разумной и творческой деятельности. Алкоголь поражает мозг и, следовательно, тем самым ослабляет и разрушает творческие силы человека; поэтому он грозит остановить движение человеческих завоеваний вперед и грозит ослабить могущество и превосходство человека в природе. Только трезвый народ может особенно. успешно подниматься вверх по ступеням культуры. |