Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 63   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63 64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

— 63 —

хотя бы и трезвый, работу выполнить не может. Или известно, например, чти некоторые наши большие художники и писатели сильно пили. Если бы алкоголь был такой сильный яд для мозга, то тогда эти способные и талантливые люди не проявили бы себя.

Однако, погулял человек, п ротрезвился, и опять у негоработа закипела. Значит алкоголь—рассуждают они—на мозг не действует, ум и способности пьющего не разрушает. Это все доктора выдумывают или преувеличивают».

Дело в том, что талантливые люди родятся с своими талантами и способностями. Приобрести их нельзя, их можно только развить работой и здоровой жизнью, но можно и погубить — бездельем и нездоровой жизнью. Гибнут таланты и от пьянства. Таки говорят: «пропил талант», «сбился с круга» и т. д. Если человек пьет и в то же время проявляет свой талант, то это значит, что талант у него так велик, что и алкоголь не может заглушить его вполне. Но если бы он не-пил, то, конечно, он еще больше и еще лучше проявил бы себя.

Несчастье для них и несчастье для страны, которая теряет эти тапанты,—их страсть к спиртным напиткам. Наша страна много талантов потеряла от алкоголя. Недавно например, погиб у нас так преждевременно и так печально поэт Есенин. В его поэтическом творчестве получился разлад с действительностью, он запил и так писал про себя:

«И я склонился над стаканом:

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить в угаре пьяном...»

JI. Н. Толстой в своем произведении «Для чего люди одурманиваются» пишет: «но-отчего же люди не пьющие и не курящие находятся на умственном и нравственном уровне несравненно низшем против людей пьющих и курящих? И почему люди пьющие и курящие часто проявляют самые высокие и умственные и душевные качества?

Ответ на это, во-первых, тот, что мы не знаем гой степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы не пили и не курили. Из того же, что люди духовно-сильные, подвергаясь принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще большие, если бы они не одурманивались.

ичень вероятно, как мне говорил один мой знакомый, что книги Канта не были бы написаны таким странным и дурным языком, если бы он не курил так много.

Во-вторых же, надо не забывать то, что чем ниже умственно и нравственно человек, тем менее он чувствует разлад между сознанием и жизнью, и потому тем менее он испытывает потребность одурманивания, и что потому так часто и бывает то, что самые чуткие натуры— те, которые болезненно чувствуют разлад жизни и совести,—предаются

1 фкотикам и погибают от них».

64 —

5. Народные пословицы и поговорки об алкоголе.

В народных пословицах и поговорках выражается народная мудрость. По выражению Даля, пословицы и поговорки—«ходячий ум народный». Понятно, народ в своих пословицах не мог пройти мимо алкоголя, так как опьянение всегда играло огромную роль в быту народа, и алкоголь всегда занимал в нем почетное место. Поэтому в пословицах и поговорках должно отчетливо отражаться то понимание, которое выработал народ в своем отношении к спиртным напиткам. Знакомясь с народными пословицами, мы встречаем в них обычные заблуждения в суждениях об алкоголе. Если народ в своих пословицах вообще метко и правильно оценивал другие явления жизни («пословица—зря не молвится»), то в отношении к алкоголю он допустил ряд ошибок и известное легкомыслие. Да и не мудрено: ведь и наука сравнительно недавно разобралась в алкоголе и установила тот вред и зло, которые он причиняет. Таков—коварный и хитрый—этот яд.

«Пьяница проспится, дурак—никогда»,—говорит народ в своей обычной пословице. Действительно, единичное опьянение может пройти и бесследно, но если человек часто прибегает к опьянению, в особенности, если он пьянствует, то, конечно, это безусловно отразится на его умственных способностях, которые могут серьезно пострадать , и пьющий человек может сделаться в конце концов слабоумным или вообще душевно-больным, отчего уже трудно, а подчас и невозможно будет «проспаться» — вылечиться. Ведь почти 40 душевнобольных из каждых 100 душевно-больных больны от алкоголя.

Есть народные пословицы, в которых восхваляются спиртные напитки и приписываются им полезные свойства, каковых они на самом деле не имеют: «пьян да умен—два угодья в нем», «пей до дна— наживешь ума», «чарка вина прибавит ума», «человека хлеб живи г, а вино крепит», «вино старику глаза протирает, а старухе ноги поднимает» (в пляс) и пр. Ясно, что это общераспространенное ошибочное народное мнение об алкоголе, которое приписывает ему способность оживлять ум человека, укреплять тело и давать бодрость, основано на самообмане, происхождение которого нами уже выяснено. Живость ума и мысли, создаваемые спиртом, испытываемое чувство бодрости есть мнимое и ложное блогополучие, которое ведет к еще большему истощению сил.

«Спирт—пользительная дурь: душегрейка». В этой пословице мы встречаемся с другим общераспространенным народным заблуждением, которое говорит, что спирт согревает тело человека. Поэтому лица, работающие на холоде (извозчики, разносчики, посыльные и пр.), обычно, считают необходимым забежать с холода в трактир и выпить, чтобы «согреться», самым искренним образом полагая, что они действительно согревают себя алкоголем. Что это ошибка, одинаково основанная па самообмане, нами тоже выяснено. Человек



Hosted by uCoz