Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 10   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

10 —

2. История потребления спиртных напитков в России

У н е, в России, широкие массы народа до 16-го века были еще слабо затронуты алкоголем; народ бь л трезв, и ему разрешалось только по большим праздникам варить хмельные напитки брагу, мед. Привозное виноградное вино, которое пили князья, бояре и купцы, народу было совершенно н доступно, так как оно стоило очень дорой

Но с 16-го века стала распространяться в народе проникшая в Россию из-за границы дешевая хлебная водка; в это время были устроены царем Борисом Годуновым казенные царевы кабаки* . В России также научились добывать чистыи спирт и принт влять водку С тех пор все русские правительства насаж али пьянство с целью получения прибылей. Спиртные напитки сделались крупной статьей государственных доходов так как народ в широком разм ре и необузданно стал потреблять водку. В 16-м и 17-м в.в. правите ьство имело свои кабаки П оставл енн ые правительством продав-Рис. 2. Потребление спиртных напитков в разных цы обязывались выру-странах (в литрах чистого алкоголя а душу на- чать от продажи водки селения в год)

определенные, назначенные им суммь В подкрепление своих обязательств они приносили присягу целованием предметов культа креста и евангелия, почему их и называли «целовальниками > (это название удержалось за содержателями питейных зав дений и до самого последнего времени). Если они не выручали нужные суммы, то их ставили на <правеж», то-есть бипи их на площади батогами по ногам.

'■О

О)

о

см

о

со

8

см"

см

СМ

о

2

«

S

О

г-

CD

«

5

с:

К

К

к

о.

а

1—Г

«

5

О

к

X

о.

S

с;

св

Ь

X

03

с

о

S

S'

QJ

Он

3S

со

U

п

S

Е

X

о

5

5

U

Я

1—<

Ш

<

Ч о «

К S

К X

Cl со

Ь S

° Си

со

< U

ю со

„ СО

S ^

5 к

* W

со г-«

5 ™

о К

О s

a- fe

ю

к

К § сх е:

И о S

й I е

*) Первый кабак был открыт в Москве в местности на Балчуге, царем Иваном IV Грозным для своих опричников.

— 11 —

Впоследствии право продажи спиртных напитков правительства стали сдавать за большие деньги частным лицам, которые назывались откупщиками, или правительства устанавливали на продавцов спиртных напитков особые налоги (патент и акциз). Откупщики и кабатчики, жадные до своих барышей, еще более усердствовали в спаивании народа и наживали на народном пьянстве громадные капиталы. Распространившись во всей народной массе, алкоголь стал угрожать теперь уже не отдельным семьям князей, бояр и купцов, а всему народу. Раньше вино было доступно только богатым, теперь дешевая водка стала доступна всем. Потребление народом алкоголя скоро приняло форму алкоголизма, т.-е. привычного потребления народом спиртных напитков (главным образом, водки), и стало носить характер народной болезни, характер величайшего народного бедствия Алкоголизм имел корни в условиях существовавшего тогда общественного порядка Нищета, ярмо тяжелого труда, духовная темнота, бесправное положение народных масс созданные сначала крепостничеством, а потом капиталистической эксплуатацией, представляли как-раз те условия, в которых наиболее процветало пьянство Народ постоянно искал всякого случая, чтобы напиться и чтобы в дешевой водке—сивухе—потопить все лишения, обиды, горе и гнет жизни, порождаемые рабством и эксплуатацией. Классы дворянские и буржуазные пили тоже не мало: одни из них проводили жизнь в попойках и кутежах, пропивая средства, которые доставлялись им из их имений и предприятий; другие, хотя пили как-будто регулярно и умеренно, а напивались только в особых случаях (например, в гостях), тоже в общем уничтожали громадное количество алкоголя. Ведь потребность в опьянении одинаково была свойственна и этим классам, так как в опьянении они получали острое и приятное возбуждение, которое было для них развлечением. Но классы богатые имели и другие способы развлечения, позволявшие им разнообразить свой, почную однообразного безделья и излишеств жизнь (напр., охота, путешествия, театр и т. д.), тогда как нищий, темный,, бесправный и невежественный народ не знал и не имел других путей забвения от своей горькой доли, кроме тяжелого дурмана спиртных напитков. Поэт Некрасов, изобразивший в своих стихотворениях тяжелую и беспросветно-горемычную жизнь крепостного народа-раба, в своем стихотворении «Пьяница» пишет:

Но мгла отвеюду черная.

Навстречу бедняку Одна открыта торная Дорога—к кабаку В другом стихотворении он говорит про крестьянина*

До смерти работает,

До полусмерти пьян..

После отмены крепостного права крестьянство, гонимое из кревни безземельем и гоподом, пошчо в горот, продавать свой труд



Hosted by uCoz