1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 | |
— 96 — У Чехова есть^рассказ «Мужики», в котором он художественно представил ряд картин из быта старой, дореволюционной деревни. Таи есть и картина деревенского пожара, отрывки которой я привожу: «На успенье, в одиннадцать часов вечера, девушки и парни, гулявшие внизу на лугу, вдруг подняли крик и визги побежали по направлению к деревне; и те, которые сидели наверху, на краю обрыва, в первую минуту никак не могли понять, отчего это. — Пожар! Пожар!—раздался внизу отчаянный крик. Горим! Те, которые сидели наверху, оглянулись, и им представилась страшная, необыкновенная картина. На одной из крайних изб, на соломенной крыше стоял огненный, в сажень вышиной, столб, который клубился й сыпал от себя во все стороны искры, точно фонтан бил. И тотчас же зогорелась вся крыша ярким пламенем, и послышался треск огня. Свет луны померк, и уже вся деревня была охвачена красным, дрожащим светом. Те самые мужики, которые только что гуляли в трактире, тащили fia себе пожарную машину. Все они были пьяны, спотыкались и падали, и у всех йыло беспомощное выражение и слезы на глазах — Девки, воды!—кричал староста, тоже пьяный.—Качай!.. Потрудитесь, православные, по случаю такого несчастного происшествия! Семен, обращаясь то к одному, то к другому, рассказывал, отчего зогорелось: — Этот самый старичок-то Жуков приходит... Ну, выпили по стаканчику, известно... Баба заходилась около самовара, -старичка чаем попоить, да не в добрый час заставила самовар в сенях, огонь из трубы, значит, прямо в крышу, в солому, оно и того... А в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой».. Никто не станет отрицать, что алкоголь способствовал и способствует разгулу «красного петуха» в деревенской России. А в России сгорало ежегодно в довоенное время на У2 миллиарда золотых руб. (считая здесь и сгоревшие домашнее имущество, скот, зерно и проч.), не говоря уже о том, сколько слез и горя приносили — да и сейчас приносят—пожары деревенскому народу. Ведь кто жил в деревне, тот знает, какую жуткую картину представляет деревенский пожар, особенно ночью. Какое отчаяние слышно в криках и плаче погорельцев, какой страх на лицах тех, к кому подкрадывается язык пламени! Тревожный и непрерывный звон набата, рев испуганных животных и крики птиц, грозное и всепожирающее пламя — все это потрясает зрителя. Недаром пожары оставляют на всю жизнь самые сильные воспоминания из детства в деревне. Слышишь воющий набат? Точно стонет медный ад! Эти звуки, в дикой муке, Сказку ужасов творят. Точно молят им помочь, Крик кидают прямо в ночь. Каждый звук. То длиннее, то короче, Выкликает свой испуг... (Э. По). | — 97 — В первые годы трезвости число пожаров у нас значительно было сократилось, но потом опять стало постепенно расти, так как народ стал потреблять спиртные напитки. Так, по данным Госстраха в 1923 году число пожаров было вдвое больше, чем в 1922 году, а в 1924 году число пожаров достигло почти довоенной цифры (в последние годы пред войной было в среднем 72.000 пожаров в год, а в 1924 году—68.000 пожаров). Понятно, что деревня горит теперь в большинстве случев от домашнего винокурения и самогонного пьянства. Об этом имеется много сообщений и со стороны селькоров. Например, селькор газеты «Правда» из Клинцовского уезда, Гомельской губернии, в своей корреспонденции «Горят соломенные хаты» (№ 133— 1925 г) жалуется: «Почти каждый день горят соломенные хаты... Горят и ночью, и днем... Гудит колокольная медь, трещат соломенные крыши, плачут бабы и дети. С ревом бегут в поля коровы и лошади. Десятками и сотнями горит наша клинцовская деревня... Недавно в селе Казаричах, Гордеевской волости, сгорело до полсотни хат, четыре гумна, общественный амбар, школа,—и все потому, что самогонщику надо было в амбаре гнать самогон для продажи в городе. Спешил и спьяна подпалил амбар, а от него сгорело столько хат, школа и общественный семенной амбар с зерном, которое надо было раздать по весне крестьянам. С половины января до мая по уезду сгорело более 500 построек, до 200 голов мелкого и крупного скота. Горят и люди. За это время успело сгореть до двух десятков человек,— главным образом женщины и малые дети. Многие семьи остались совершенно без крова, без куска хлеба на сегодняшний день. Ходят, ездят по деревням, просят «христа ради». Деревенская взаимопомощь поставлена слабо, а потому рассчитывать на помощь от кресткома не приходится. Отчего горит наша деревня? Самогон, скученность построек, поджоги,—вот главные виновники пожаров в селе. А отсюда должны быть такие выводы: 1) самогонщиков, подвергающих своим промыслом деревню ужасному действию пожаров, надо карать самыми строгими мерами; 2) надо провести в обязательном порядке постройку новых хат и других сооружений в селе по такому плану, чтобы не так губительно было действие пожара». д) Общие итоги разорительного влияния алкоголя на народное хозяйство. Убытков и потерь в народном хозяйстве, которые вызываются народным потреблением спиртных напитков, так много, что всех их и невозможно перечислить, и невозможно точно их подсчитать. В одном американском журнале был подведен итог стоимости потребления алкоголя за 10 лет, из которого видно, что Северо-Аме-риканским Соединенным Штатам, где теперь запрещена продажа спиртных напитков, потребление их обходилось за эти годы вот во что: 1) денежные расходы на алкоголь—600 миллионов долларов*); 2) убытки от потребления спиртных напитков—610 милл. долл.; 3) умерло от последствий алкоголя—300.000 чел.; *) Доллар равен приблизительно 2 руб. |