Николай Тяпугин. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.:Издательство Наркомздрава, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 113   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113 114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

— 113 —

Борьба с алкоголем есть борьба за здоровое потомство. «Если мы желаем иметь более здоровых детей, то мы должны их такими не только воспитать, но и произвести на свет»—писал проф. Мебиус. Долг народа перед последующими поколениями обязывает народ быть трезвым, потому что пьяное семя дает слабое, больное и вырождающееся потомство.

2. Методы борьбы с алкоголем в разных странах*

Но как бороться? Как сломить врага, старого, сильного, имеющего за собой армию сторонников, искушенного опытом, который он накопил в течение нескольких тысяч лет? Ведь еще древние народы вели борьбу с алкоголем. В настоящее время все народы считают, что необходимо бороться с алкоголем, и борьба с ним ведется почти во всех странах, при чем приемы этой борьбы в разных странах применяются различные,

В Англии, Франции и Германии с этой целью установлен высоний акциз — государственный налог—на спиртные напитки. Правительства этих стран полагают, что высокая цена на спиртные напитки будто бы ограничивает их потребление. Опыт показывает, что эта мера ведет только к увеличению народных расходов на алкоголь и к увеличению государственных доходов, не сокращая потребления народом алкоголя.

В Швейцарии {установлена с 1886 года государственная винная монополия, то-есть право торговли спиртными напитками принадлежит только государству, которое регулирует эту продажу с целью сокращения народного пьянства. Часть доходов от продажи спиртных напитков идет на борьбу с алкоголем. Опыт и здесь показал, что потребление алкоголя с введением монополии не только не сократилось, но даже увеличилось. Разница только в том, что народ от крепких напитков перешел к более слабым, но общее количество поглощаемого в них чистого алкоголя стало еще больше.

В странах Скандинавского полуострова—в Швеции и Норвегии—введена так называемая Гетеборгсная система, потому что впервые ее ввел 80 лет тому назад шведский гсродок Гетеборг. Система эта заключается в том, что акционерные общества, которым сдано право, торговли спиртными напитками, берут из доходов, получаемых от продажи спиртных напитков, в свой пользу только 6% годовых на свой капитал, а остальные доходы идут на улучшение быта рабочих и на борьбу с алкоголизмом. По деревням соесршенно запрещена продажа спиртных напитков, в городах же продгжа спиртных напитков тоже может быть воспрещена, если этсго ахочет большинство жителей, при чем в голо-совании участвуют и женщины. Такое право местного запрещения продажи спиртных напитков существует также в Дании и в Канаде. В тех же странах Скандинавии—Швеции и Норвегии—журналам и газетам не разрешается печатать объявления о местах продажи питей и запрещено

— 114 —

рекламирование спиртных напитков. Почти во всех странах ведется противоалкогольная пропаганда—выставки, общества трезвости, противоалкогольное преподавание в школах и проч. Во многих странах (в Англии, в Пруссии) существует принудительное лечение ал-коголинов. В Англии, Бельгии, Швеции, Норвегии и пр. появление в пьяном виде в общественных местах строго наказывается и может повести к принудительному лечению и наложению опеки.

Таким образом, высокий акциз на алкоголь и государственная монополия нисколько не сокращают народного потребления спиртных напитков, а только обогащают правительственную казну. Но меры ограничения продажи спиртных напитков и меры противоалкогольной пропаганды ведут, конечно, к известному сокращению потребления народом алкоголя. Так, в Швеции за последние десятилетия потребление спиртных напитков определенно сократилось: водки стали пить меньше на 1% бут., а пива—на 2% бут. на каждую душу населения. Понятно, что там, где уменьшилось потребление спиртных напитков, там наступает улучшение, как в жизни отдельного гражданина, так и в жизни всей страны.

Почти во всех западно-европейских странах поднимается теперь разговор о том, что необходимо совсем запретить продажу спиртных напитков. Эти предложения о запрещении продажи спиртных напитков идут от общественных противоалкогольных организаций, которые объединяют и подготовляют борцов за трезвость. Рабочая партия в Англии даже внесла в парламент законопроект

о запрещении изготовления, продажи и ввоза спиртных напитков, но этот законопроект был в парламенте провален*).

В Соединенных Штатах Северной Америни, в Финляндии, в Исландии и в Турции уже введена запретительная система: там повсеместно совершенно запрещены изготовление, продажа и ввоз всех спиртных напитков (в Турции полагается наказание не только за продажу, но и за потребление спиртных напитков—б месяцев тюрьмы).

3. Борьба с алкоголем в царской России.

Как известно, в России до 1914 г. была казенная винная монополия, которая начала вводиться с 1894 г. (а до этого была акцизная система, а еще ранее—откупная система). Винная монополия вводилась правительством якобы с целью сократить пьянство. На самом же деле мы видим, что монополия не только не давала никаких блогоприятных результатов в смысле сокращения народного пьянства, но, напротив, количество потреблявшегося народом спирта с каждым годом росло. Ясно было, что алкоголю надо было дать хотя какой-нибудь отпор. Поэтому борьба с алкоголем велась и в царской России. Но эта борьба 'шла почти исключительно по церковной

*) В Англии в числе членов палаты лордов имеются 172 виноторговца.



Hosted by uCoz