1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 | |
— 6 — Исторические исследования и исторические памятники в виде сохранившихся рисунков, документов и т д. свидетельствуют, что древние китайцы, египтяне, индусы и прочие народы, жившие за много тысячелетий до нашего времени, уже предавались пьянству. Но и тогда, в глубине отдаленных от нас времен, сознавалось зло алкоголизма и делались попытки оказывать ему противодействие. Так, еще за три тысячи лет до нашего периода в Китае был издан правительственный приказ, в котором указывалось на распространение пьянства среди китайцев и на те гибельные последствия, которые от этого получались. В Британском Музее хранится египетский папирус, относящийся к еще более древним временам, в котором также говорится о том зле, которое получается от алкоголя. Греки и римляне, позднее вступившие на арену истории, тоже потребляли вино. В Греции и Риме ежегодно после сбора винограда устраивались празднества в честь бога вина Вакха (он же назывался и Бахус и Дионис), которые сопровождались диким разгулом и назывались вакханалиями*). Лучшие народные умы этих стран также видели и понимали то зло, которое происходит от спиртных напитков. Поэтому в законах страны они проводили суровые меры против пьянства. Древние греки и римляне строго наказывали пьяных. В Греции существовал закон, который увеличивал вину преступления, если оно было сделано в состоянии опьянения. Неисправимых пьяниц там наказывали по этому закону смертью. В Риме не разрешали пить бедным и женщинам. Плебеев (простолюдинов), замеченных в пьянстве, обращали там из свободного состояния в рабство. Все эти законы имели целью сохранить живую силу рабочих рук-а также оградить общество от несчастий и преступлений пьянства. В средние века тоже боролись с пьянством, применяя к пьяницам меры строгого наказания: им отсекали уши, сажали их в тюрьмы, ссылали в ссылку и т. д. Но все подобного рода отдельные меры были, конечно, ничто в сравнении с соблазном и покоряющей силой алкоголя. В продолжение тысячелетий алкоголь неустанно продолжал вести свой разрушительную работу, в которой он неизменно поддерживался заблуждениями людей, обманутых коварными свойствами вина. Много сказаний существует об алкоголе, много песен сложено в честь вина. Поэты посвящали ему свои творения. Вино называли даром богов человеку. Но губительная работа алкоголя, однако, не обрушивалась тогда на головы всего населения, ибо народ в своей массе все-таки был трезв. Алкоголь быль доступен только богатым и знатным, так как он дорогим способом получался из винограда, а поэтому виноградное вино было дорого и почти недоступно для широких *) Это название удержалось и до настоящего времени: все дикие и бурные попойки образно называются и теперь «вакханалиями». | масс народа. Народ пил очень редко, в особых случаях, и пьянствовать, конечно, не мог. Упивались вином только «избранные». Вино появлялось в изобилии только на пирах царей, вельмож и богачей. Да и действовало оно слабее, так как иначе приготовлялось, и количество спирта было в нем меньше, чем теперь. Искусство приготовлять крепкие напитки тогда людям еще не было известно. Люди не знали тогда также и дешевых способов хранения и перевозки виноградного вина, почему потребление виноградного вина было распространено, главным образом, только в тех местностях, где произрастал виноград: в теплых странах, расположенных около Средиземного и Черного морей, в жарких странах Востока и пр. В северных странах—в Германии, в древней Руси, на Скандинавском полуострове и др. спиртные напитки готовили из меда или из хлебных продуктов, получая хмельные напитки — мед, пиво, брагу. Алкоголь содержался в них тоже в небольшом количестве и получался от брожения меда или хлебного сусла. Искусство приготовлять крепкие спиртные напитки, то-есть содержащие большое количество спирта, а потому быстро и сильно опьяняющие, стало известно людям только в средние века, в 15-м столетии по нашему летоисчислению. Тогда алхимики*) искали способы искусственного получения золота (философский камень). Конечно, искусственного золота они не получили, но в своих работах они попутно, подчас совершенно случайно, сделали много ценных и важных открытий из области физики и химии. Так был открыт и способ перегонки жидкостей. Это открытие, обогатив науку, в то же время принесло с собой в жизнь человечества источник новых бесчисленных и величайших бед и несчастий. Слезы, горе, смерть и разорение принесло оно с собой, так как с этим открытием появилась возможность путем перегонки получать чистый спирт и приготовлять из него крепкие спиртные напитки, прежде человечеству неизвестные. (До этого люди умели приготовлять только слабые напиши: вино, пиво, мед). Способ перегонки спирта заключается в том, что при нагревании жидкости, содержащей спирт в небольшом проценте, напр., перебродившего виноградного сока или хлебного сусла, спирт в виде паров отделяется и поступает в холодильник (змеевик), где он, охлаждаясь вместе с парами воды, вновь превращается в жидкость, которая содержит теперь значительно больший процент спирта. Блогодаря этому стало возможным приготовлять крепкие спиртные напитки не только из виноградного сока, но, главным образом, и из дешевых, имевшихся повсюду хлебных продуктов, почему с 15 века стала входить в употребление хлебная водка, *) Алхимиками назывались в средние века ученые люди, которые составляли разные смеси веществ и таким образом думали сделать величайшие открытия. В народе они слыли чернокнижниками. |