1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 | |
С 1893-го года в этом направлении сделано кое-что еще новое. Как только начала обращать на себя внимание абстиненция, тотчас же и индустрия взялась за извлечение из этого своих выгод. Сперва стали сохранять свежим виноградный сок с помбщию салицилы, а потом профессор Мюллер-Тургау опубликовал свой метод — посредством согревания свежого сока—очень простым способомъ—разрушать дрожжевую клеточку, после чего получается такой виноградный сок, который носит название безалкогольного вина. В последние годы возникло большое количество фабрик, которые производят такое вино. Не странно ли после этого то, что в наше алкогольное время всетаки считают натянутым и неверным то воззрение, что „библейское вино" нельзя без изъятия понимать как алкогольный напиток, а что оно на самом деле было сохраняем как „плод лозный“, как виноградные ягоды, как свежий или сваренный сок, или в другом каком - нибудь безалкогольном виде, и служило важным и весьма употребительным средством питания. Но для всякого, кто сколько нибудь занимался алкогольным вопросом вообще и „библейским виннымъ*’ в частности, удивительнее всего то, что такая работа, как рассматриваемый труд профессора Гарнака, могла найти себе место в юбилейном издании факультета, как бы некоторым образом научное произведение. Ужели Гарнак, как профессор фармакологии и химии, не нашел никакого блогоприятного повода воспеть хвалебную песнь алкоголю в своей собственной области? Или, может быть, он боялся попасть в конфликт с более сильными его товарищами, стоящими за трезвость и совершенное отречение от алкогольных напитковъ? А может быть, он увлекся мыслью, что громкое титло профессора и доктора обезпечит ему авторитет и в чуждой ему области библии? Совершенно ошибочный рассчетъ! | Все вышеизложенные, научно очень плохо обоснованные, соображения и утверждения профессора Гаряака касаются только, как замечено, одной части целого вопроса. Но следует при обсуждении его принять во внимание и другия более существенные и важные точки отправления, а именно те, которые ветхозаветное отречение от вина и сикеры представляют в другом свете, чем в каком представляет его профессор Гарнак. Вместе с тем это освещение переносит нас к нынешнему стремлению к воздержанию, к его оправданию и даже необходимости. „Посвященные Господу" еще давно заходили так далеко, что избегали вообще всякого плода лозного, следовательно „возводили воздержание на самую высокую степень". Может быть это объясняется строгим законом относительно употребления в пищу „чистого" и „нечистого". Избежать нечистого, наверное, можно было не иначе, как только путем строгого и полного воздержания. Брожение в вине происходило не так, как в хлебе, не чрез прибавление кислого квашеного теста, но наступало некоторым образом само собой. Это могло происходить в тех случаях, когда виноградные ягоды были перезрелые. Может быть и из других оснований в этом случае считали за самое лучшее употреблять „частую воду". Профессор Гарнак в отношении посвятивших себя Богу назореев и той заповеди Моисеева закона, по которой священники не должны были вкушать никакого вина, когда они входят в скинию собрания, говорит следующее. „Итак в том запрещении заключается признание того факта, что известные условия могут требовать воздержания от употребления вина, так как от злоупотребления им могут происходить для человека вредные последствия". Таким обра- |