Митрополит Владимир. Против ли нас (абстинентов) Библия? // В борьбе за трезвость. №11-12 за 1912 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 22   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22 23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

По крайней мере древние писатели называли его „вино". Аристотель (cm. Meteorologica IV, 9) о „сладком вине" тогдашняго времени (оиѵос '('кот) говорит, что оно было ^опьяняющее (ой ixsOoQxei).

Подобное говорит и Атеней (Banquet II, 24). Сверх того Аристотель (Meteorologica IV, ИО) говорил о вине Аркадии; оно было так густо, что его нужно было извлекать из бурдюков, в коих оно хранилось и потом разжижать в воде. Едва ли нужно доказывать, что так уварить и довести до такого киселеобр^зного состояния возможно только неперебро-дивший сок. Нельзя не отметить здесь еще и того, что говорит известнейший ориенталист и библейский критик Гезений о том „меде", который посылал Иаков Иосифу,—именно он говорит, что этот мед есть вино, уваренное до густоты сиропа. В правильности этого сообщения едва ли можно сомневаться, так как Гезений был в числе ученых авторитетов первого ранга.

Плиний сообщает об испанском вине которое не возбуждает, не шипит, не ослабляет силы и не производит опьянения.—Колумелла равным образом говорит о ^опьяняющем хорошем вине „inerticula... boni ѵипи“. Затем обращает на себя внимание „vinum coctuma, о котором говорит Августин, далее: „вара ѵипи", о коем свидетельствует Дио-скорид. Последнее вино есть ничто иное, как виноградный сок, сгущенный иногда на Ѵ8, иногда на Ѵ2, а иногда и и ■//

Если же, невзирая на это, иные предполагают, что виноград у евреев главным образом был употребляем на на приготовление алкогольного вина, то и на это до сих пор также не было достаточных доказательств. Конечно в настоящее время, когда алкоголь, чуть не во всем мире, как просвещенном так и непросвещенном, совершил свой победоносный поход, теперь, конечно, алкогольное вино играет

такую роль, что многие думают и желают, чтобы и другие так думали, что это так было и всегда. Но против этого говорит многое. Если Гомер и Гиппократ сообщают, что вино разжижаемо было прибавлением 20 — 25в/ф воды, то это позволяет заключить и подношению к виноградному сиропу, и так как древние греки, как нам известно, обыкновенно вино свое мешали с водой, то подобное заключение является весьма вероятным. Это совершенно не исключает употребления разбавленного водой алкогольного вина.

Но и из древних и новейших рассказов путешественников знаем мы, что на „Востоке" вино служило, а отчасти и теперь еще служит, важным питательным средством и притом в различных видах, однако именно—неперебродившее.

Тавернир („Pers. Тгаѵ.") рассказывает о стране между Тавром и Тигром, что там каждый обитатель имеет в своем винограднике особое место, где он сушит виноградные кисти, „так как оне, говорит он, не производят никакого вина". Англичанин Вальполь рассказывает о Малой Азии (Memoirs Лондон 1817 г.): „виноградники здесь не культивируются для того, чтобы выделывать вино. Виноградные ягоды съедаются, как зрелые фрукты, и как изюм, или же из них делается сироп. Виноград в изобилии растет в Роззете, но в Египте вообще очень немного приготовляют вина... Очень много родится винограду в окрестностях Антио-хии, но он употребляется здесь в пищу, или засушивается в изюм (R. Valpole Travels, London 1820 г.)".

Нибур (Travels Arab. ed. 1792 г.) говорит об одной местности в Аравии: „здесь есть более 20 разных сортов винограда, и так как он созревает не в одно и то же время, то составляет чудное освежающее средство в течении целых месяцев. Арабы сохраняют виноградные кисти, развешивая их в погребах, и едят их почти в течении целого года".



Hosted by uCoz