Митрополит Владимир. Против ли нас (абстинентов) Библия? // В борьбе за трезвость. №11-12 за 1912 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 4   >>>

  1  2  3  4 5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

между учеными. Это мало. Будучи злейшим врогом всякой религии, он пытается привлечь на свой сторону самую луч~ тую из религий-^христианство с его библиею, чтобы при по* мощи ея одержать победу над нами, абстинентами (стоящими за совершенное воздержание от спиртных напитков), и Нашими стремлениями. Говоря это, я разумею между прочим профессора фармакологии и физиологической химии в Галя* доктора G. Гарнака, не очень давно издавшого сочинение под заглавием: „Bibel und alkogolischen Getr&nkett (т. е. Библия и алкогольные напитки). В этом сочинении он поставил своею задачею доказать абстинентам,—о которых он слышал, что они, для оправдания своего радикального взгляда, часто ссылаются на священное Писание,—что это Писание совсем не на. их стороне, что по словам этого писания „хорошо и весело пить иногда воду, а иногда вино*. Сочинение это далеко не разрешает алкогольного вопроса и, по своей односторонности и недостаточной научности, конечно, не заслуживало бы серьезного внимания. Но так как оно, по какому то странному стечению обстоятельств, нашло место в сборнике, изданном по случаю двухстолетняго юбилея Галльского Унйверситета,. то может, конечно, не только иметь значительную долю авторитета, как ученое произведение, для сторонников алкоголя,, но сбивать с толку и борцев за трезвость. И не скрой от вас, что отзвуки этого произведения уже слышатся и у нас не только среди мирян, но и среди некоторых духовных лиц. Вот почему мне представляется совсем не излишним доложить настоящему почтенному собранию направленную к защите взгляда абстинентов критическую заметку на это произведение1), а в заключение вкоротке изложить учение абстиненции с нравственным его обоснованием.

и) Аемуссен. Библия и вопрос об алкоголе. Ответ проф. Е. Гарнаку 2-е пзд~ (на меле. яз.). Таких же воззрений держатся: профессор Стюаргь, доктор Норманн Кфрр, доктор Лесс, доктор Буркс и Еллис.

„Хотя я и не знаю оснований противников;, н<£ одобряю ихъ*. По этому, кажется, образцу, говорите Асмуссфн, поступает и Гарнак, когда онъ» в начале введения в свое сочинение говоря о фанатиках (разумея абстинентов), ко^ торые в борьбе своей за трезвость- берутся часто за оружие в высшей степени сомнительного свойства, далее говорить; „где царить фанатизм и эгоизм, там всегда стараются, что очень понятно, хотя и в высшей степени печально, ставить дело в связь с религиозными интересами, с субъективной окраской... Это—печальное недоразумение и глубокая ошибка» в которую впадают люди этого покроя, когда они думают найти опору в авторитете библии, забывая при этом то об+ сиятельство, что ведь и диавол может ссылаться на свя*» иценное падение" (см. евангельскую историю об искушения диаволом Христа). Таково суждение профессора Гарнака.

На странице 15-ой своего сочинения этот муж, забравшийся, так сказать, на Моисеево седалище, приводит слова премудрого Соломона (Притч. 31, 4.):

„Не царям, Лемуил, не царям пить вино и не князьямъ—сикеру, чтобы напившись они не забыли закона ии не превратили суда вспять угнетаемыхъ*.

И к этому он тотчас же присоединяет: „таким обра* зон действие, производимое вином, на которое здесь указывается, прежде шзиго обнаруживается в ослаблении рассудка я потере безпристрастия и безпартийности*1.

На это мы вправе сказать, что и для профессоров также имеет значение тб, что- необходимо для царей и судей, о со* бенно когда они хотят произносить суд над трезвостию и воздержанием. Ибо, если где вино способно оказывать влияние на рассудочную деятельность всякого вообще человека,, так в особенности там, где он сам является судьею и кри* тиком в вопросе о вине. Но если, называя нас фанатиками, он против нас выдвигает диавола и нашу деятельность



Hosted by uCoz