1 2 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 | |
АЛКОГОЛИЗМ 251 шш в продаже спиртных напитков, право местного запрета, принудительное лечение больных хроническим А. и т. н.)- Г! дальнейшем Партия и Правительство в своих постановлениях неоднократно возвращались к вопросам борьбы с А., перестраивая формы противоалкогольной работы соответственно уровню развития экономики страны, блогосостояния, образования и культуры населения. Рост блогосостоя-. ния, культуры, улучшение условии труда и быта, полная занятость населения, перестройка на основах социалистической морали семейных и трудовых отношений, хотя и являются достаточной основой для устранения социально-психологических причин А., пока еще не могут гарантировать общество от наличия личностей, к-рые в силу ограниченных адаптационных возможностей или в результате интеллектуальной незрелости прибегают к неумеренному употреблению спиртных напитков. Это обстоятельство требует большого разнообразия форм противоалкогольной работы. Система противоалкогольной работы в СССР в наст, время представляет комплекс воспитательных, санитарно-просветительных, ограничительных и медицинских мероприятий,сочетающихся с мерами общественного и государственного пресечения в отношении лиц, не желающих выполнять нравственные установки социалистического общества. Задача противоалкогольного воспитания населения — добиться изменения отношения к алкоголю: всякое злоупотребление спиртными напитками должно рассматриваться как порочное явление, наносящее ущерб интересам государства, здоровью, материальным и семейным интересам пьющего и несовместимое с моралью и нравственностью советского человека. Второй, не менее важной задачей противоалкогольной пропаганды является разъяснение мероприятий, направленных на борьбу с А., осуществляемых по линии государственных и административных органов и общественных организаций; мобилизация общественности и широких масс трудящихся на борьбу с пьянством путем вооружения их конкретными знаниями о влиянии А. на здоровье, труд, быт, блогосостояние и нравственность. Особое внимание обращается на противоалкогольное воспитание учащейся молодежи в старших классах общеобразовательных школ, профтехучилищ, техникумов, высших учебных заведений, а также молодых рабочих и служащих. Для целей противоалкогольного воспитания, кроме проведения лекционной работы в школах и других учебных заведениях, на заводах, 751 фабриках, стройках, в колхозах, совхозах, управленческих, хозяйственных п других предприятиях и учреждениях, активно используется печать, радио, телевидение, а также кино и другие зрелищные мероприятия. Эффективность борьбы с А., особенно с пьянством «без причины», во многом связана с общим подъемом культуры населения, формирующим правильную соцнально-нравственную ориентацию личности. Развитие форм организации культурного досуга (расширение сети театров, концертных залов, кинотеатров, музеев, выставочных залов, клубов, дворцов культуры, парков, зон отдыха, строительство спортивных сооружений; развитие самодеятельности, народных театров, массовое физкультурное движение и т. п.) значительно облегчает проведение противоалкогольной воспитательной работы. Основам социалистической нравственности, сформулированным в Моральном кодексе строителей коммунизма, противоречит не только злоупотребление алкоголем отдельными лицами, но и безразличное отношение к судьбе людей, подверженных А. и не нашедших в себе моральных сил для самостоятельного волевого обрыва злоупотребления спиртными напитками. Заинтересованность общества в судьбе каждого гражданина — отличительная черта социалистического строя. В аспекте борьбы с А. это, в частности, проявляется сочетанием форм массовой и индивидуальной работы. Последняя применяется к лицам, неустойчивым в отношении алкоголя, и включает, кроме разъяснительных бесед, проводимых медработниками, представителями администрации и общественных организаций, выявление неблогоприятных обстоятельств в быту и семейной жизни или на производстве, к-рые привели данного человека к частому употреблению алкоголя, а также оказание действенной помощи в отказе от порочной привычки к алкоголю. Индивидуальные формы воспитательной работы оказываются действенными также для раннего выявления контингента пьющих, к-рые подлежат обязательному лечению. Ведущая роль в организации противоалкогольного воспитания принадлежит медработникам, т. к. они могут наиболее правильно и убедительно объяснить населению пагубные последствия влияния алкоголя на организм человека. Поэтому приказом Министра здравоохранения СССР № 694 от 24/V111 1972 г. «О мерах по усилению борьбы с алкоголизмом» органам здравоохранения предложено широко развернуть противоалкогольную про¬ 752 паганду среди населения, обеспечить активное участие в проведении этой работы врачей и среднего медперсонала всех лечебно-профилактическн.х учреждений, а также профессорско-преподавательского состава и студентов старших курсов высших мед. учебных заведений. Задачи медработников в борьбе с А. не ограничиваются проведением сан.-просвет, работы. В их функции также входят профилактические осмотры спецконтингентов перед работой, постоянное наблюдение за контингентом больныу с функциональными или органич скими поражениями и другими заболеваниями ц. н. с., у к-рых наиболее быстро развивается патологическое пристрастие к алкоголю (напр., за лицами, страдающими неврозл ми, психопатиями, эпилепсией, травматической энцефалопатией, болезнями обмена и т. д.), а также своевременное выявление, лечение и последующее наблюдение за больными хрон. А. Принятые законодательные меры ограничивают возможность распространения алкогольных напитков среди населения. Так, Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (1972) предусмотрено сокращение производства водки и крепких водочных изделий, и особенно сокращение производства водки, содержащей 50% спирта и более. Одновременно в СССР ведется борьба с домашним производством крепких спиртных напитков: самогона, чачи и др. (напр., по УК РСФСР предусматривается уголовное наказание за самогоноварение сроком до 5 лет лишения свободы). Ограничено время продажи алкогольных напитков (особенно крепостью свыше 30%) и количество торговых предприятий и предприятий общественного питания, отпускающих спиртные напитки (напр., только в г. Москве в 1973 г. количество магазинов и других торговых точек, а-также предприятий общественного питания, торгующих спиртными напитками, уменьшилось по сравнению с 1970 г. почти на 30%). Советским законодательством предусмотрены меры предупреждения распространения А. среди молодежи. Родители, подверженные пьянству, могут быть лишены родительских прав (напр., в соответствии со ст. 59 Кодекса законов о браке и семье РСФСР); на территории СССР запрещена продажа всех алкогольных напитков (в т. ч. и пива) лицам несовершеннолетнего возраста; подростки, юноши и девушки в возрасте до 18 лет не допускаются в рестораны, кафе, пивные бары в вечернее время, а в днев¬ 753 | 252 АЛКОГОЛИЗМ ное время — без сопровождения родителей (Постановление Совета Министров СССР от 16/V 1972 г.). Законодательством союзных республик предусмотрены административные и уголовные наказания лиц, виновных в доведении несовершеннолетних до состояния опьянения. Напр., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19/VI 1972 г. предусматривается наложение административного штрафа в размере до 30 рублей на родителей и других лиц, виновных в доведении несовершеннолетнего до состояния опьянения, и уголовное наказание (штраф в размере до 50 рублей, исправительные работы или лишение свободы сроком до одного года), если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от к-рого он находится в служебной зависимости. Этим же Указом запрещен прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками. Вовлечение несовершеннолетних в пьянство, т. е. систематическое доведение до состояния опьянения, независимо от родственных связей пострадавшего с виновным, рассматривается как уголовно наказуемое деяние (напр., по ст. 210 УК РСФСР за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство предусматривается лишение свободы сроком до 5 лет). Установлены меры, препятствующие появлению на работе в нетрезвом состоянии, а также употреблению спиртных напитков в рабочее время или во время обеденного перерыва. В соответствии со ст. 38 Кодекса законов о труде РСФСР и соответствующих статей кодексов о труде других союзных республик запрещается допускать к работе на предприятиях и в учреждениях лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 VI 1972 г. п Указами Президиума Верховного Совета других союзных республик «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» бригадиры, мастера, начальники цехов, участков, смен и другие хозяйственные руководители, допускающие распитие подчиненными спиртных напитков на производстве, а также не принимающие мер к отстранению от работы лиц. находящихся в состоянии опьянения, подлежат административной или уголовной ответственности. Лица, систематически злоупотребляющие спиртными напитками (даже в нерабочее время), по решению администрации и общественных организаций могут быть лишены премий и других дополнительных социальных льгот. Получение травм на работе и в быту в сос оянии опьянения рас¬ 754 сматривается как несчастный случай, происшедший по вине потерпевшего; в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16/V 1972 г. в этих случаях листок временной нетрудоспособности при амбулаторном и стационарном лечении не оформляется и пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается. Советское уголовное право устанавливает, что лица, совершившие преступления в состоянии опьянения, не освобождаются от несения наказания (ст. 12 УК РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик). По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, отягощает ответственность и предполагает максимальное наказание за данное преступление. Это положение внесено Верховным Советом СССР в ст. 34 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. К больным хрон. А., совершившим правонарушение в состоянии вменяемости, наряду с наказанием применяется принудительное лечение (ст. 62 УК РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик). Законодательством Союза ССР и союзных республик предусматривается ограничение дееспособности с установлением попечительства над лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и ставящими этим свой семыо в тяжелое материальное положение (ст. 16 ГК РСФСР и соответствующие статьи гражданских кодексов союзных республик). Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками может быть начато судом по заявлению членов его семьи, общественных организаций, прокурора,органов попечительства, а также психиатрического лечебного учреждения и рассматривается судом с обязательным участием лица, в отношении к-рого возбуждено дело, а также прокурора и представителя органов здравоохранения. Ограничение дееспособности лишает гражданина права производить без согласия попечителя распоряжения своим имуществом, за исключением мелких бытовых сделок (покупка продуктов питания, оплата коммунальных услуг), он не имеет права сам получать заработную плату, пенсию и все другие виды доходов, не может получать денежные переводы, вклады из сберегательной кассы, выигрыши по лотерее и государственным займам. Все эти суммы получает попечитель, к-рый выдает их по мере необходимости 755 членам семьи подопечного, а также самому подопечному, строго контролируя, чтобы деньги не расходовались на приобретение спиртных напитков. Срок ограничения дееспособности судом не устанавливается. Ограничение дееспособности отменяется специальным решением суда по ходатайству органов попечительства, прокурора, общественных организаций при наличии заявления самого подопечного и членов его семьи. Основанием для снятия ограничения дееспособности является прекращение злоупотребления спиртными напитками, восстановление социальных и семейных связей. Ограничение дееспособности и назначение попечительства, кроме защиты интересов семьи, оказывает большое моральное и воспитательное воздействие, заставляя пьющего изменить образ жизни, пройти курс противоалкогольного лечения, прекратить употребление спиртных напитков. В СССР запрещается управление транспортными средствами даже при минимальном приеме спиртного. Нарушение этого положения рассматривается как преднамеренное действие, направленное на создание аварийной ситуации на транспорте, виновные в зависимости от обстоятельств подлежат административному (штраф, временное или постоянное лишение прав на вождение транспортных средств) или уголовному наказанию. Работники транспортных служб проходят так называемые предрейсовые медосмотры, имеющие одной из целей выявление лиц, находящихся в нетрезвом состоянии (опьянение, похмелье), и отстранение их от работы. Выборочный контроль за трезвостью водителей транспорта осуществляется работниками ГАИ. Экспертизу опьянения обязаны проводить по направлению органов милиции или администрации учреждений и предприятий все лечебные учреждения. В соответствии со статьей 36 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» А. наряду с инфекционными, венерическими и психическими заболеваниями относится к состояниям, представляющим опасность для окружающих и требующим специальных мер лечения и профилактики. Законодательством союзных республик (напр., Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 8/IV 1967 г.) предусматривается принудительное лечение больных хрон. А., уклоняющихся от добровольного лечения, нарушающих трудовую дисциплину и общественный порядок, и трудовое перевоспитание их в лечебно-трудовых профилакториях в течение 1—2 лет. Направление в эти учреждения осуществляет¬ 756 |