1 2 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АЛКОГОЛИЗМ 249 широко в Швеции и США) вводится обязательная система противоалкогольного воспитания в школах. Современные противоалкогольные организации носят характер международных ассоциаций, имеющих сеть' национальных филиалов, располагают значительным количеством собственных печатных органов и используют в пропагандистских целях все современные средства массовой информации. Деятельность противоалкогольных организаций не ограничивается пропагандистской работой. Абстентисты добивались и добиваются от правительств ряда стран и органов местного самоуправления проведения законодательных мер, направленных на ограничение распространения и производства спиртных напитков. Так, еще в 1851 —1856 гг. абстентисты США добились запрета торговли крепкими напитками (водка, виски) на территории 16 (из 31) штатов. Хотя в связи с трудностями гражданской войны этот запрет просуществовал недолго, потребление крепких напитков в этих штатах, по сведениям И. Д. Страшу на, не возвращалось к прежнему уровню; зато резко повысилось потребление пива. Меры по ограничению распространения алкогольных напитков получают также отражение в ряде законоположений, таких как запрет продажи спиртных напитков лицам несовершеннолетнего возраста (до 16—18 лет в различных странах) или в определенные дни и периоды (выходные и праздничные дни, дни выдачи зарплаты, призыва в армию, периоды посевной и уборочной кампании и т. д.), установление времени и предельного количества продажи спиртных напитков, отпускаемых одному покупателю, и т. д. Одной из форм ограничения распространения и производства спиртных напитков, особенно для стран, не имеющих государственной монополии на торговлю алкоголем, явились меры по ограничению доходов владельцев предприятий, производящих или торгующих спиртными напитками. В 1865 г. в Швеции был введен порядок, согласно к-рому отпуск спиртных напитков разрешался только в ограниченном количестве и лишь при условии одновременного приема горячей пищи. Владелец трактира или ресторана при этом был более заинтересован в продаже пищи, т. к. из доходов от продажи спиртных напитков он получал только 6% (так наз. Готенбургская система). Весь остальной доход поступал в муниципалитеты для проведения антиалкогольной работы, а также оказания помощи семьям алкоголиков. С нек-рыми изменениями Готенбургская система была применена также в Норве¬ 745 гии и Финляндии. Первоначально Готенбургская система применялась лишь в отношении водки, впоследствии она была распространена и на продажу виноградных вин. Дальнейшим видоизменением Готенбургской системы явилась так наз. система Братта, предусматривающая своеобразный алкогольный паек и принятая в Швеции в 1919 г. Согласно этой системе Братта главы семей, постоянно проживающие в данной местности, ежемесячно получали карточки на приобретение определенного количества спиртного в расчете на каждого взрослого члена семьи (но не более 4 л водки в месяц). В случаях семейных торжеств, регистрируемых органами местного самоуправления (свадьбы, юбилеи, крестины), семья получала право на единовременный дополнительный отпуск спиртного. К мерам, направленным на ограничение распространения спиртных напитков, относятся также законоположения, касающиеся условий открытия предприятий, торгующих спиртными напитками, и установление права населения ц органов местного самоуправления решать вопросы о приемлемости существования имеющихся и открытии новых мест продажи алкоголя. Так возникло так наз. local veto — право общин вводить местный запрет на продажу алкогольных напитков. Такое право в начале нашего века периодически осуществлялось в Норвегии, Финляндии, Дании, Голландии, Германии и Швейцарии. Основной целью «local veto» являлась борьба с частным капиталом, занятым в сфере продажи спиртных напитков. Эта цель в нек-рых странах достигнута введением государственной монополии на производство и торговлю спиртными напитками. Осуществление права местного запрета, однако, носило скорее пропагандистский характер, т. к. вводилось на ограниченной территории и не лишало жителей возможности приобретения спиртных напитков в соседних районах. Поэтому естественным продолжением права местного запрета становится законодательство о запрещении также и производства спиртных напитков, причем в масштабах крупных областей и даже всего государства. Так возникли запретительные антиалкогольные законы, предусматривающие частичное (отдельные крепкие алкогольные напитки) или полное запрещение производства и продажи спиртных напитков, вводимые временно в связи с особыми государственными нуждами (война, мобилизация, неурожай и т. п.) или постоянно. Однако практическое использование в ряде стран запретительного антиалкогольного законодательства 746 не дало должного эффекта. Частичное запрещение алкоголя, распространяющееся на крепкие спиртные напитки (напр., запрет абсента в Бельгии и во Франции, напитков крепостью более 12% в Норвегии), приводило к значительному росту потребления менее концентрированных напитков, и, т. о., алкоголизация населения не уменьшилась, т. к. количество вводимого в организм абсолютного алкоголя не изменялось, а по нек-рым данным даже увеличивалось в связи с менее осторожным отношением большинства населения к некрепленым алкогольным напиткам. Полный запрет производства и продажи алкоголя, вводимый в связи с государственными нуждами, вызывал значительный подъем потребления спиртных напитков среди населения после его отмены. Об этом, в частности, свидетельствуют данные ряда европейских стран, устанавливавших «сухой закон» в период первой мировой войны. Попытки введения полного постоянного запрета алкоголя в некоторых странах потерпели неудачу в связи с оказанием экономического давления со стороны стран с развитым винодельческим производством, ввозом контрабандного спирта, развитием внутри страны черного рынка и самогоноварения. Первой страной, объявившей в 1912 г. о постоянном полном запрете производства, ввоза и торговли алкогольными напитками, была Исландия. Однако под давлением Испании, потребовавшей возобновления импорта своих вин и угрожавшей прекратить закупку исландской рыбы, запрет в 1923 г. был снят. В Норвегии после референдума 1919 г. был введен запрет на производство и продажу водки и вин крепостью свыше 12%. Однако в 1926 г. в связи с угрозой Франции, Испании и Италии прекратить покупку норвежской рыбы в случае отказа от импорта вин запрет был отменен, тем более что в период запрета увеличивалось как легальное потребление спиртных напитков (по рецептам врачей и на религиозные обряды), так и ввоз их контрабандным путем: в 1923 г. количество только задержанного контрабандного спирта увеличилось по сравнению с 1921 г. (год начала регистрации алкогольной контрабанды) почти в 30 раз. В Финляндии полный постоянный запрет был введен в 1919 г. (решение финляндского сейма о запрещении торговли спиртными напитками, принятое в 1907 г., было отменено царским правительством). С 1919 по 1926 г. количество задержанного контрабандного спирта увеличилось в 35 раз, отпуск спирта по рецептам врачей увеличился в 9 раз и составил 45% потребляемых 747 | 250 АЛКОГОЛИЗМ населением Финляндии спиртных налитков до запрета. В США полный постоянный запрет производства, транспортировки и продажи напитков, содержащих более 0,5% спирта, явился продолжением военного запрета и фактически введен с декабря 1917 г. Официально 18-я поправка к конституции о «сухом законе» была ратифицирована в 1919 г. с вводом в действие в 1920 г. Введению «сухого закона» блогоприятствовали условия военного времени: потребности армии в солдатах и оборонной промышленности в рабочей силе позволили обеспечить занятость лиц, ранее работавших в производстве и торговле алкоголем; отрасли сельского хозяйства, работающие на винокуренную и пивоваренную промышленность, были частично переориентированы на пищевую промышленность, частично— на снабжение нейтральных и воюющих стран. Еще до введения «сухого закона» почти все ведущие отрасли промышленности, особенно транспортная, электрическая, металлургическая и машиностроительная. категорически потребовали от рабочих и служащих отказа от употребления спиртных напитков. Первые три года действия «сухого закона» (1918—1920) ознаменовались значительными успехами: смертность от «алкогольных заболеваний» снизилась почти в 6 раз, уменьшилось количество алкогольных психозов, преступлений, прогулов на производстве и т. д. Однако уже с 1921 г. широкие масштабы принимает контрабандный ввоз спиртных напитков и их подпольное производство. Контрабандисты, финансируемые компаниями, производящими алкогольные напитки, располагали пароходами и вооруженными отрядами, способными с боем прорываться через пограничные пункты; для борьбы с ними правительство вынуждено было выделять подводные лодки и самолеты. Размеры подпольного производства и ввоза алкогольных напитков продолжали непрерывно увеличиваться (табл.), причем считают, что конфискованные спиртные напитки составляли не более 10% произведенного количества. Проникновение контрабанды и подпольное производство спиртных напитков, рост безработицы, вызванный окончанием войны и резким сокращением производства вооружения, привели к тому, что число «алкогольных заболеваний» и случаев смерти от них, преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, возросло по сравнению с годами, предшествующими введению «сухого закона». В декабре 1932 г. конгресс США принял решение об отмене «сухого закона». 748 СВЕДЕНИЯ О ПОДПОЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В США В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ «СУХОГО ЗАКОНА» (1920 — 1924) Годы
Неудачи в борьбе с А. в развитых странах объясняются прежде всего тем, что предпринимаемые даже энергичные меры не устраняют причин пьянства, к-рые кроются в социальных противоречиях капиталистического строя. Эксплуатация и отсутствие элементарных мер защиты нервной системы рабочего от бешеного ритма современного производства, социальное неравенство и неуверенность в завтрашнем дне, военная истерия, отсутствие подлинной заботы о блогосостоянии, здоровье, быте и отдыхе трудящихся — далеко не полный перечень причин, заставляющих многих трудящихся (как рабочих, так и интеллигенцию) развитых капиталистических стран, даже при условии внешнего временного материального блогополучия, систематически прибегать к алкоголю как к сравнительна доступному средству, облегчающему состояние психического дискомфорта и неудовлетворенности условиями жизни. Нравственные устои капиталистического общества также во многом способствуют развитию психологического конфликта между личностью и обществом как в сфере отношений внутри коллективов, так и в области семейных отношений. Нельзя сбрасывать со счетов и неблоговидную роль представителей алкогольного бизнеса, препятствующих усилиям общественных и государственных организаций ряда стран в осуществлении противоалкогольной работы. Поэтому известная заинтересованность в проведении противоалкогольной работы правящих правительственных и промышленных кругов нек-рых развитых стран, связанная со стремлением к интенсификации труда и 749 потребностью в предельной точности осуществления производственных операций, не может быть полностью реализована проведением пропагандистских, ограничительных или запретительных мероприятий, т. к. все они оказываются несостоятельными перед противоречиями капиталистического способа производства. В СССР борьба с А. с первых дней Советской власти становится одной из важных сторон внутренней политики государства. Получив в наследие разоренную войной и интервенцией страну и печально знаменитое «российское пьянство» и сознавая сложность и длительность работы по ликвидации этого наследия, социалистическое государство привлекло к участию в борьбе с А. широкие массы трудящихся, партийные, советские, государственные, профсоюзные, комсомольские и другие организации. В. И. Ленин указывал, что подъем культуры в стране не решается одномоментно, а связан с длительной повседневной работой на протяжении всего периода строительства коммунистического общества. Осуществление широких социальных преобразований, направленных на укрепление экономики страны и социалистического строя, развитие социалистической морали, повышение блогосостояния, культуры и образованности народных масс, улучшение условий труда и быта, создание сети противоалкогольных учреждений и т. п.— важнейшие условия для успешной борьбы с А. Уже в 1926—1927 гг. в ряде законодательных актов Правительства были намечены и начали проводиться в жизнь противоалкогольные мероприятия (противоалкогольное воспитание в школе, ограниче- 750 |