1 2 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 | |
248 АЛКОГОЛИЗМ схематически употребляли алкоголь 58%, среди осужденных за грабеж — 67%. Более того, пьянство может снижать нравственный уровень не только самого пьющего, но и лиц, связанных с ним деловыми отношениями, что наносит ущерб моральному уровню общества в целом. Злоупотребление спиртными напитками одним из супругов — частая причина распада семьи. Напр., по официальным статистическим данным, в 1937 —1950 гг. в Филадельфии (США) А. явился непосредственной причиной 21,1 % разводов. Приведенные данные о связи числа разводов с А., естественно, не учитывают многочисленных случаев его косвенного влияния на распад семьи, когда непосредственной причиной расторжения брака оказываются ослабление привязанности, уважения,взаимного влечения в связи с развившимися под влиянием алкоголя изменениями свойств личности и сексуальных возможностей одного из супругов, факты супружеской неверности, венерические заболевания, возникшие в результате случайных связей, совершенных в состоянии опьянения и т. д. По данным исследований францусских социологов, в результате пьянства одного из супругов семья теряет от -'(0 до 70% семейного бюджета. А. родителей пагубно сказывается на воспитании подрастающего поколения. Безнравственная атмосфера и узкий круг интересов в семье приводят к потере уважения к родителям, н замкнутости и озлобленности, нравственному и интеллектуальному обеднению. Все это в дальнейшем отражается на социальной позиции подростка, его взглядах и мотивах поведения, обусловливает особую подверженность сторонним дурным влияниям. Т. о., А. родителей нередко определяет антиобщественную ориентацию поведения подростков (нежелание учиться, работать, тяга к алкоголю, половая распущенность, совершение правонарушений). Так, по данным В. Н. Кудрявцева (1974), 70% подростков-правонарушителей росли в семьях, где имели место пьянство и частые ссоры; более 60% лиц несовершеннолетнего возраста, задержанных на улице или в общественных местах в нетрезвом состоянии и отправленных в вытрезвитель, были из семей, где один из родителей злоупотребляет спиртными напитками. Борьба с алкоголизмом Стремление к целенаправленной борьбе с А. как общественным злом и источником болезней появилось еще в древности в результате формирования понятий индивидуальной ответственности и государственных нужд. Уже при образовании первых государств предпринимались этические и законодательные меры, препятствующие распространению А. В Китае в 2286 г. до н. э. был издан эдикт, предусматривающий суровое наказание за неумеренное и систематическое потребление пьянящих напитков; в Древнем Египте во 2—3 тысячелетии до н. э. пьяниц подвергали унизительным наказаниям и осмеянию. В Спарте в 1 тысячелетии до н. э. существовал такой прием антиалкогольного воспитания: намеренно напаивался и для всеобщего посмешища водился по городу человек — пример того, каким не должен быть гражданин города-государства. В Афинах . по законам Солона (6 в. до п. э.) воспрещалась продажа неразбавленного вина; в Спарте по законам Ликурга (5 в. до н. э.) под страхом сурового наказания было запрещено употребление алкоголя, особенно в день свадьбы; в Риме с 3 в. до н. э. существовал запрет пить вино лицам до 30-летнего возраста, а в 186 г. до н. э. по предложению Катона сенат запретил культ вакханалий не только в метрополии, но и в провинциях. Хотя законодательные ограничения в основном не касались представителей правящего класса, в дошедших до нашего времени историографических трудах древности (напр., в «Истории» Геродота, «Истории» и «Анналах» Тацита, жизнеописаниях Плутарха и Светония) встречается осуждение пьянства императоров и лиц патрицианского сословия как проявления низменной развращенности. Выступали против пьянства и родоначальники монотеистских религий: ограничение приема алкогольных напитков наряду с аскетическим образом жизни — одна из нравственных основ буддизма и христианства; законы ислама воспрещают правоверным потребление алкоголя. Период средневековья можно назвать периодом расцвета А. Господство религиозного догматизма и культ силы способствовали снижению нравственного уровня общества. При феодальной раздробленности, непрекращающихся междуусобных войнах и отсутствии централизованной власти временное владение даже большими территориями не способствовало возникновению у правителей ответственности за судьбу и здоровье населения, проживающего на подвластной им территории. Поэтому в средневековой Европе пьянство было почти всеобщим. Мерилом силы рыцарей служила способность много есть и много пить. С началом образования централизованных национальных государств вновь предпринимаются попытки общественного ограничения пьянства. Вначале они носят чисто нравст¬ 743 венный, а затем и законодательный характер. Напр., в России в послании митрополита Фотия (1410) возбраняется пить вино до обеда, в домостроевских нормах Сильвестра (16 в.) предписывается сыну не напиваться хмельным допьяна, а невестке — вина не любить и не давать пьянствовать домочадцам. Иван III издает правительственный Указ, к-рым запрещается «гнусное» пьянство. Согласно этому Указу простому народу разрешалось варить хмельное только четыре раза в год — на большие церковные праздники и в исключительных случаях — на семейные торжества. Разрешение давалось не всем, а лишь добропорядочным жителям; по окончании льготного времени оставшееся питье опечатывалось до другого праздника. На людей привилегированного положения Указ не распространялся, им запрещалось употреблять спиртные напитки лишь в особых случаях, напр. Иван III запрещал пить посольским дьякам при исполнений ими ответственных дипломатических поручений. Тем не менее пьянство в средневековой Руси было широко распространено: пили священнослужители, женщины, дети. Особый рост пьянства начинается с введения государственной монополии на торговлю спиртным (при Борисе Годунове) и открытия «царевых кабаков». Борьба с А. начиная с конца 18 в. и по наст, время развивается по мере выявления экономического ущерба, наносимого пьянством, воздействия систематического употребления алкоголя на организм человека, а также установления причин распространения А., его влияния на труд и блогосостояние общества, связи с ростом преступности и т. д. Суть противоалкогольных мероприятий, независимо от форм их осуществления, сводится к борьбе с потреблением алкоголя населением, распространением алкогольных напитков и ростом их производства. К первой четверти 19 в. относится начало создания различных противоалкогольных организаций (так наз. абстентистское движение), формы работы к-рых на протяжении времени меняются и совершенствуются. Если первые абстентисты, выступая с горячими проповедями, рисующими все ужасы пьянства, вербовали в свои ряды как абсолютных трезвенников, так и лиц, умеренно пьющих, то начиная со второй половины 19 в. пропагандистская деятельность антиалкогольных лиг и ассоциаций приобретает характер планомерной воспитательной и сан.-просвет, работы, особенно среди молодежи, основанной на результатах статистических и медико-биологических исследований. В ряде стран (особенно 744 | АЛКОГОЛИЗМ 249 широко в Швеции и США) вводится обязательная система противоалкогольного воспитания в школах. Современные противоалкогольные организации носят характер международных ассоциаций, имеющих сеть' национальных филиалов, располагают значительным количеством собственных печатных органов и используют в пропагандистских целях все современные средства массовой информации. Деятельность противоалкогольных организаций не ограничивается пропагандистской работой. Абстентисты добивались и добиваются от правительств ряда стран и органов местного самоуправления проведения законодательных мер, направленных на ограничение распространения и производства спиртных напитков. Так, еще в 1851 —1856 гг. абстентисты США добились запрета торговли крепкими напитками (водка, виски) на территории 16 (из 31) штатов. Хотя в связи с трудностями гражданской войны этот запрет просуществовал недолго, потребление крепких напитков в этих штатах, по сведениям И. Д. Страшу на, не возвращалось к прежнему уровню; зато резко повысилось потребление пива. Меры по ограничению распространения алкогольных напитков получают также отражение в ряде законоположений, таких как запрет продажи спиртных напитков лицам несовершеннолетнего возраста (до 16—18 лет в различных странах) или в определенные дни и периоды (выходные и праздничные дни, дни выдачи зарплаты, призыва в армию, периоды посевной и уборочной кампании и т. д.), установление времени и предельного количества продажи спиртных напитков, отпускаемых одному покупателю, и т. д. Одной из форм ограничения распространения и производства спиртных напитков, особенно для стран, не имеющих государственной монополии на торговлю алкоголем, явились меры по ограничению доходов владельцев предприятий, производящих или торгующих спиртными напитками. В 1865 г. в Швеции был введен порядок, согласно к-рому отпуск спиртных напитков разрешался только в ограниченном количестве и лишь при условии одновременного приема горячей пищи. Владелец трактира или ресторана при этом был более заинтересован в продаже пищи, т. к. из доходов от продажи спиртных напитков он получал только 6% (так наз. Готенбургская система). Весь остальной доход поступал в муниципалитеты для проведения антиалкогольной работы, а также оказания помощи семьям алкоголиков. С нек-рыми изменениями Готенбургская система была применена также в Норве¬ 745 гии и Финляндии. Первоначально Готенбургская система применялась лишь в отношении водки, впоследствии она была распространена и на продажу виноградных вин. Дальнейшим видоизменением Готенбургской системы явилась так наз. система Братта, предусматривающая своеобразный алкогольный паек и принятая в Швеции в 1919 г. Согласно этой системе Братта главы семей, постоянно проживающие в данной местности, ежемесячно получали карточки на приобретение определенного количества спиртного в расчете на каждого взрослого члена семьи (но не более 4 л водки в месяц). В случаях семейных торжеств, регистрируемых органами местного самоуправления (свадьбы, юбилеи, крестины), семья получала право на единовременный дополнительный отпуск спиртного. К мерам, направленным на ограничение распространения спиртных напитков, относятся также законоположения, касающиеся условий открытия предприятий, торгующих спиртными напитками, и установление права населения ц органов местного самоуправления решать вопросы о приемлемости существования имеющихся и открытии новых мест продажи алкоголя. Так возникло так наз. local veto — право общин вводить местный запрет на продажу алкогольных напитков. Такое право в начале нашего века периодически осуществлялось в Норвегии, Финляндии, Дании, Голландии, Германии и Швейцарии. Основной целью «local veto» являлась борьба с частным капиталом, занятым в сфере продажи спиртных напитков. Эта цель в нек-рых странах достигнута введением государственной монополии на производство и торговлю спиртными напитками. Осуществление права местного запрета, однако, носило скорее пропагандистский характер, т. к. вводилось на ограниченной территории и не лишало жителей возможности приобретения спиртных напитков в соседних районах. Поэтому естественным продолжением права местного запрета становится законодательство о запрещении также и производства спиртных напитков, причем в масштабах крупных областей и даже всего государства. Так возникли запретительные антиалкогольные законы, предусматривающие частичное (отдельные крепкие алкогольные напитки) или полное запрещение производства и продажи спиртных напитков, вводимые временно в связи с особыми государственными нуждами (война, мобилизация, неурожай и т. п.) или постоянно. Однако практическое использование в ряде стран запретительного антиалкогольного законодательства 746 не дало должного эффекта. Частичное запрещение алкоголя, распространяющееся на крепкие спиртные напитки (напр., запрет абсента в Бельгии и во Франции, напитков крепостью более 12% в Норвегии), приводило к значительному росту потребления менее концентрированных напитков, и, т. о., алкоголизация населения не уменьшилась, т. к. количество вводимого в организм абсолютного алкоголя не изменялось, а по нек-рым данным даже увеличивалось в связи с менее осторожным отношением большинства населения к некрепленым алкогольным напиткам. Полный запрет производства и продажи алкоголя, вводимый в связи с государственными нуждами, вызывал значительный подъем потребления спиртных напитков среди населения после его отмены. Об этом, в частности, свидетельствуют данные ряда европейских стран, устанавливавших «сухой закон» в период первой мировой войны. Попытки введения полного постоянного запрета алкоголя в некоторых странах потерпели неудачу в связи с оказанием экономического давления со стороны стран с развитым винодельческим производством, ввозом контрабандного спирта, развитием внутри страны черного рынка и самогоноварения. Первой страной, объявившей в 1912 г. о постоянном полном запрете производства, ввоза и торговли алкогольными напитками, была Исландия. Однако под давлением Испании, потребовавшей возобновления импорта своих вин и угрожавшей прекратить закупку исландской рыбы, запрет в 1923 г. был снят. В Норвегии после референдума 1919 г. был введен запрет на производство и продажу водки и вин крепостью свыше 12%. Однако в 1926 г. в связи с угрозой Франции, Испании и Италии прекратить покупку норвежской рыбы в случае отказа от импорта вин запрет был отменен, тем более что в период запрета увеличивалось как легальное потребление спиртных напитков (по рецептам врачей и на религиозные обряды), так и ввоз их контрабандным путем: в 1923 г. количество только задержанного контрабандного спирта увеличилось по сравнению с 1921 г. (год начала регистрации алкогольной контрабанды) почти в 30 раз. В Финляндии полный постоянный запрет был введен в 1919 г. (решение финляндского сейма о запрещении торговли спиртными напитками, принятое в 1907 г., было отменено царским правительством). С 1919 по 1926 г. количество задержанного контрабандного спирта увеличилось в 35 раз, отпуск спирта по рецептам врачей увеличился в 9 раз и составил 45% потребляемых 747 |