И. Мордвиновъ. Общество трезвости, жизнь и работа въ немъ. СПб.:1910

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 167   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167 168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225 

тем, навеянные книгой думы о другой, лучшей жизни,—жизни разумной, для всех радостной, приятной, полезной и для себя, и для семьи, и для общества, и для государства, и для всего человечества,—становятся все более и более неотвязчивыми...

Во время общих бесед, после чтений в школе, все чаще и чаще слышатся разговоры: как трудно идти против заведенных порядков жизни, как много помогло-бы в этом содружество людей единомышленныхъ—л для укрепления новых устоев трезвенности, и для более сильного влияния на других в желаемом направлении...

Идя навстречу назревшей потребности в учреждении кружка ревнителей трезвенности—организуется христианское общество трезвенности духовной и телесной, которое в начале, подобно евангельскому горчичному зерну, будучи малым, впоследствии, с помощью Божией, развивается в большое доброе дело... Так, никого не упрекая, никого не насилуя, Божие дело захватывает человека своею духовной красотой и увлекает его незаметным образом в Божий сети небесной жизни. И эти веяния небесной жизни сначала возвышали жизнь личную, потом семейную,общественную... Из области отношений этических переходили в область общественного блогоустройства, егльско-хозяйственной культуры и т. д.

Но что-же, какия новые течения, какия новые формы создала трезвенность в народной жизни: личной, семейной, общественной и экономической, и к чему стремилась в будущемъ*?..

В жизни личной трезвенность отразилась исканием идеала, стремлением выработать правильный взгляд на вещи и по нему перестроить свои отношения ко всем сторонам окружающей жизни. А это в свой очередь сказалось и на жизни семейной, и общественной, каждому члену указывая свое место и организуя семью и общество в одно стройное, гармоничное целое, стремящееся к одной общей цели—общему благу, как личному счастью каждого.

Искание идеала отразилось н на жизни экономической, где вместо борьбы за существование, грызни из-

за брошенной кости,—зародилось стремление к кооперации, содружеству, ищущему путей к общему блогосостоянию.

Практически это искание новых, лучших путей жизни выразилось в заботах об устройстве и блогосостоянии школ, об учреждении библиотек, чтений в школе и местах общих собраний в свободное время; в заботах о храме и его блогоустройстве; о народном пении; об отличии известных дней в году (как-то: Пасхи, Пятидесятницы, Рождества Христова и др.) каким-либо блоготворением; организацией паломничеств по святым местам и проч. В жизни экономической—устройством общественных лавок, общественных или товарищеских молотилок, веялок, соломорезок, выписыванием лучших пород скота, птицы, семян и пр.

Что-же касается будущого,—то общества трезвости, являясь великой культурной силой в стране, помогающей народу воспринимать, пережевывать и воплощать в себе все, что только сделано великого и блогодетельного в области прогресса всех сторон мировойжизни,— должны быть под защитой постоянного любовного и умелого руководительсгва, чтобы, развиваясь согласно потребностям времени и места, постепенно, но неуклонно,—„навыку" безпорядочной жизни могли противопоставить „навыкъ" к новым, разумным, гуманным устоям народной жизни. И это руководительство делом народного отрезвления должно быть взято на себя Всероссийской организацией трезвенности—с губернскими, уездными и волостными отделениями, с всероссийским, губернским уездным и волостным миссионерами трезвенности и попечителями. Причем, как миссионерами и попечителями, так и членами разных отделений всероссийской организации трезвенности должны быть избраны лица, проявившия к этому делу любовь и усердие, а не такия, которые носят это звание только по недоразумению,—разве только потому, что пьют и пьяны не бывают, и которые всякую добрую идею обращают только в посмешище, а доброе и неотложное дело народного отрезвления— в предмет развлечения.



Hosted by uCoz