1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 | |
световыми картинами,—с общими беседами о прочитанном по отношению к по ложе тю с л у ш ающи х... На этих общих беседах после чтений в школе всегда затрагивается целая масса всяких вопросов: о значении хорошей книги в жизни человека; о библиотеках в домах и селениях; об устройстве регулярных чтений по всем праздничным и воскресным дням в школе; о повторении: читанных в школе книг в будние зимние вечера в местах сборищ молодежи, женщин, стариков; об устройстве праздничных и воскресных торжественных вечерен, с чтением акафиста и народным пением; об устройстве сбора пожертвований во время чтений в школе на приобретение книг для чтения; о выписке книг в складчину для приобретения в собственность; об устройстве чтений по сельскому хозяйству и общественному блогоустройству; об организации кружка любителей-чтецов в помощь священнику... И многое множество, невидимому, мелких, но животрепещущих для забитого селянина, полных живого интереса вопросов. Напр., сбор на оливу для возжигания лампад пред образами во время чтений, для поддержания должного настроения слушателей,—является чуть не целым событием. И, вот, под влиянием прочитанной самим или прослушанной в школе на чтении книги; под влиянием беседы в храме и после чтений в школе; под влиянием пережитого во время Богослужений в храме, во время общого пения религиозных ^патриотических песнопений в школе; под влиянием пережитого от световых картин священных событий, которые как бы переживались еще раз пред глазами присутствующих,—в душу обывателя начинают стучаться, искать там себе места новые думы, новые чувства, новые настроения и потребности. Новые впечатления, ища себе места в душе обывателя, вступают в борьбу с пьяными воспоминаниями прошлого. II вчерашний властитель дум и чувств селянина—алкоголь, под напором все новых и новых впечатлений трезвенности, начинает отступать назад и прятаться по закоулкам темных сторон народной жизни.—А между | тем, навеянные книгой думы о другой, лучшей жизни,—жизни разумной, для всех радостной, приятной, полезной и для себя, и для семьи, и для общества, и для государства, и для всего человечества,—становятся все более и более неотвязчивыми... Во время общих бесед, после чтений в школе, все чаще и чаще слышатся разговоры: как трудно идти против заведенных порядков жизни, как много помогло-бы в этом содружество людей единомышленныхъ—л для укрепления новых устоев трезвенности, и для более сильного влияния на других в желаемом направлении... Идя навстречу назревшей потребности в учреждении кружка ревнителей трезвенности—организуется христианское общество трезвенности духовной и телесной, которое в начале, подобно евангельскому горчичному зерну, будучи малым, впоследствии, с помощью Божией, развивается в большое доброе дело... Так, никого не упрекая, никого не насилуя, Божие дело захватывает человека своею духовной красотой и увлекает его незаметным образом в Божий сети небесной жизни. И эти веяния небесной жизни сначала возвышали жизнь личную, потом семейную,общественную... Из области отношений этических переходили в область общественного блогоустройства, егльско-хозяйственной культуры и т. д. Но что-же, какия новые течения, какия новые формы создала трезвенность в народной жизни: личной, семейной, общественной и экономической, и к чему стремилась в будущемъ*?.. В жизни личной трезвенность отразилась исканием идеала, стремлением выработать правильный взгляд на вещи и по нему перестроить свои отношения ко всем сторонам окружающей жизни. А это в свой очередь сказалось и на жизни семейной, и общественной, каждому члену указывая свое место и организуя семью и общество в одно стройное, гармоничное целое, стремящееся к одной общей цели—общему благу, как личному счастью каждого. Искание идеала отразилось н на жизни экономической, где вместо борьбы за существование, грызни из- |