И. Мордвиновъ. Общество трезвости, жизнь и работа въ немъ. СПб.:1910

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 166   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166 167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225 

световыми картинами,—с общими беседами о прочитанном по отношению к по ложе тю с л у ш ающи х... На этих общих беседах после чтений в школе всегда затрагивается целая масса всяких вопросов: о значении хорошей книги в жизни человека; о библиотеках в домах и селениях; об устройстве регулярных чтений по всем праздничным и воскресным дням в школе; о повторении: читанных в школе книг в будние зимние вечера в местах сборищ молодежи, женщин, стариков; об устройстве праздничных и воскресных торжественных вечерен, с чтением акафиста и народным пением; об устройстве сбора пожертвований во время чтений в школе на приобретение книг для чтения; о выписке книг в складчину для приобретения в собственность; об устройстве чтений по сельскому хозяйству и общественному блогоустройству; об организации кружка любителей-чтецов в помощь священнику... И многое множество, невидимому, мелких, но животрепещущих для забитого селянина, полных живого интереса вопросов. Напр., сбор на оливу для возжигания лампад пред образами во время чтений, для поддержания должного настроения слушателей,—является чуть не целым событием.

И, вот, под влиянием прочитанной самим или прослушанной в школе на чтении книги; под влиянием беседы в храме и после чтений в школе; под влиянием пережитого во время Богослужений в храме, во время общого пения религиозных ^патриотических песнопений в школе; под влиянием пережитого от световых картин священных событий, которые как бы переживались еще раз пред глазами присутствующих,—в душу обывателя начинают стучаться, искать там себе места новые думы, новые чувства, новые настроения и потребности. Новые впечатления, ища себе места в душе обывателя, вступают в борьбу с пьяными воспоминаниями прошлого. II вчерашний властитель дум и чувств селянина—алкоголь, под напором все новых и новых впечатлений трезвенности, начинает отступать назад и прятаться по закоулкам темных сторон народной жизни.—А между

тем, навеянные книгой думы о другой, лучшей жизни,—жизни разумной, для всех радостной, приятной, полезной и для себя, и для семьи, и для общества, и для государства, и для всего человечества,—становятся все более и более неотвязчивыми...

Во время общих бесед, после чтений в школе, все чаще и чаще слышатся разговоры: как трудно идти против заведенных порядков жизни, как много помогло-бы в этом содружество людей единомышленныхъ—л для укрепления новых устоев трезвенности, и для более сильного влияния на других в желаемом направлении...

Идя навстречу назревшей потребности в учреждении кружка ревнителей трезвенности—организуется христианское общество трезвенности духовной и телесной, которое в начале, подобно евангельскому горчичному зерну, будучи малым, впоследствии, с помощью Божией, развивается в большое доброе дело... Так, никого не упрекая, никого не насилуя, Божие дело захватывает человека своею духовной красотой и увлекает его незаметным образом в Божий сети небесной жизни. И эти веяния небесной жизни сначала возвышали жизнь личную, потом семейную,общественную... Из области отношений этических переходили в область общественного блогоустройства, егльско-хозяйственной культуры и т. д.

Но что-же, какия новые течения, какия новые формы создала трезвенность в народной жизни: личной, семейной, общественной и экономической, и к чему стремилась в будущемъ*?..

В жизни личной трезвенность отразилась исканием идеала, стремлением выработать правильный взгляд на вещи и по нему перестроить свои отношения ко всем сторонам окружающей жизни. А это в свой очередь сказалось и на жизни семейной, и общественной, каждому члену указывая свое место и организуя семью и общество в одно стройное, гармоничное целое, стремящееся к одной общей цели—общему благу, как личному счастью каждого.

Искание идеала отразилось н на жизни экономической, где вместо борьбы за существование, грызни из-



Hosted by uCoz