И. Мордвиновъ. Общество трезвости, жизнь и работа въ немъ. СПб.:1910

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 138   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138 139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225 

Сборы с общественныйт предприятий. В пользу общества возможно устраивать спектакли, концерты, увеселительные вечера, гулянья, базары, лотереи. Для городских обществ трезвости эти предприятия могут дать недурной доход. Но для деревенских едва ли. Жертвователям, конечно, необходимо изъявлять блогодарность общества в такой форме, которая соответствовала бы размерам блогодеяния. Имена жертвователей и размеры их пожертвований следует опубликовывать в особых списках, вывешиваемых в помещении общества.

Займы. Если общество верует в свой прочность и устойчивость, то, в интересах более широкого развития деятельности, возможны и займы. Крайне поучителен в этом отношении пример латышских обществ Прибалтийского края. Там даже деревенския общества—певческия, трезвенные, сельскохозяйственные — владеют прекрасными, часто очень дорогими, собственными домами. Общественный дом обыкновенно выростает так:

Общество выпускает ряд долговых расписок (положим на общую сумму 10.000 руб.). Каждая расписка не превышает рублей ИО, и устанавливает срок уплаты займа и процентов, положим, лет на ИО, при чем уплата производится ежегодно равными суммами.

Наш народ еще не привык платиться за удовольствия,, а ревностная защита зрелищ от набега безплатных посетителей может повести в деревне лишь к умножению скандалов и безобразий. В деревнях, впрочем, могут иметь успех лотереи и лотереи-аллегри (т. е. безпроигрышные). Для первых следует вы-

бирать особенно ценные крестьянину предметы (напр. племенной скот, земледельческия орудия, хорошия семена и пр.). Путем таких лотерей возможно способствовать культурному подъему деревенского хозяйства. Безпроигрышные лотереи требуют большой рассчетливости и возможны при участии большого количества жертвователей. Эстонския общества трезвости для таких лотерей собирают пожертвования вещами и всегда получают значительный доход.

Начисления производятся на предметы, отпускаемые из чайной или буфета, на товары потребительской лавки (если таковая существует при обществе), на продаваемые книги и канцелярския принадлежности. Впрочем, на особенно значительный доход с этих начислений надеяться нельзя.

Идейный руководитель общества. Администрация общества ведает исключительно формальную и хозяйственную часть дела. Идейную же работу общества должен ведать его идейный руководитель.

Это—то же, что офицер в строй, регент в хоре.

Без управляющого центра, без „души", в проявлениях жизни нет смысла. Душа дает смысл всему. Всякая общественная организация, подражающая в своей постройке живому организму, не может осмысленно действовать без „души",—без горячого, беззаветно преданного ея задачам деятеля, идейного вдохновителя и руководителя. В этом убеждает нас сама действительность. Возьмите любое с сильно развитой деятельностью общество. Посмотрите—на каком



Hosted by uCoz