1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 | |
Основы и приемы трезвенной работы в приходе с достаточной полнотой выясняются в следующем сообщении священника-практика, более двадцати лет плодотворно трудящогося на ниве трезвенного сеяния. Начиная трезвенную борьбу, я хорошо сознавал, что алкоголь не сразу пропитал собой народную жизнь, а постепенно; но действуя непрерывно и в течение многих веков, он так сжился с народной жизнию и успел проникнуть в такие сокровенные изгибы ея, что и удалить его совершенно из народной жизни можно также только —постепенно, но неуклонно, в продолжение долгого времени противопоставляя ему противоядие. Я сознавал, что застарелый недуг потребует и продолжительного врачевания,—что „навыку к опьянению" можно противопоставить только „навык к трезвенности", и потому не обманывал себя ни легкостью, ни скоровьшолнимостыо задачи отрезвления народа Что же считал я тем духовным хлебом, который мог насытить духовно человека, захватить самое сердце, самую душу народную и поставить человека на высоту его духовного и физического развития? „Сия же есть жизнь вечная—да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа". Высокая художественность духовного и физического мира человеческой личности и ея окружающих вещей—безграничная, несказанная высота, глубина и широта величия Божия, явленного в творении, промышяении и спасении созданий,—такой неисчерпаемый источник святых, высоких дум и чувств, порывов, настроений, речей и деятельности для человека, что человек мог бы захлебнуться от радости, если бы Господь не умерял своих утешений, соразмеряя их с нашею возможностию их воспринимать... Но высокий и неисчерпаемый источник утешений, представляемый нам личностию Господа, еще не обжимает собой всех возможных для человека пасла- | ждений. Господь не только радует человека Собой, но призывает человека к радости—человеческой деятельности по образу Создавшого его. „Храни и возделывай рай". „Вниди в радость Господа Своего... над малым был верен, над многим тебя поставлю"... Храни, говорит Господь, законы и пределы создания и возделывай „рай" тебя окружающей жизни: и личной, и семейной, и общественной, и государственной, и всечеловеческой, и, наконец, мировой. Возделывай „рай* и твоего мира физического и духовного, и окружающого тебя внешняго мира. И ты найдешь в этой деятельности своей второй, подобный первому, такой неисчерпаемый источник радости духовной и физической: „Аз рехъ— Вози есте... будите совершена якоже Отец ваш Небесный совершен есть"... Вот в чем я полагал духовный хлеб, долженствующий насытить духовно человека, захватить своею высотой его сердце, его душу и вознести его на высоту богоподобной жизни!.. Все вышеуказанные соображения—легли в основу и .всей моей последующей борьбы с алкоголем. Я начал войну, не объявляя о войнЬ, а исподволь подготовляя почву для посева семян трезвости, и подрубая корни и ветви алкоголя. И прежде всего употребил все меры к тому, чтобы привлечь к себе симпатии народа. Лаской, приветом, теплотой и участливостию отношений, предупредительностию к духовным нуждам населения—мне этого достигнуть удалось...— И в то-же время- -торжественностию богослужения, участием детей и взрослых в чтении и пении при богослужении, краткими беседами о чествуемых Св. Церковно событиях и лицах, объяснениями Евангельских и апостольских чтений в применении к жизни и обстоятельствам населения, раздачею читаемых в храме листков и брошюр- приучал народ искать себе духовной пищи в совершаемых при храме ев. Богослужениях. — А затем, когда интерес к чтениям окреп, чтение было выделено в самостоятельный предмет и перенесено в школу, где религиозно-нравственные чтения чередовались с общим пением религиозных и патриотических песнопений и иллюстрировались |