И. Мордвиновъ. Общество трезвости, жизнь и работа въ немъ. СПб.:1910

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 164   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164 165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225 

Основы и приемы трезвенной работы в приходе с достаточной полнотой выясняются в следующем сообщении священника-практика, более двадцати лет плодотворно трудящогося на ниве трезвенного сеяния.

Начиная трезвенную борьбу, я хорошо сознавал, что алкоголь не сразу пропитал собой народную жизнь, а постепенно; но действуя непрерывно и в течение многих веков, он так сжился с народной жизнию и успел проникнуть в такие сокровенные изгибы ея, что и удалить его совершенно из народной жизни можно также только —постепенно, но неуклонно, в продолжение долгого времени противопоставляя ему противоядие. Я сознавал, что застарелый недуг потребует и продолжительного врачевания,—что „навыку к опьянению" можно противопоставить только „навык к трезвенности", и потому не обманывал себя ни легкостью, ни скоровьшолнимостыо задачи отрезвления народа

Что же считал я тем духовным хлебом, который мог насытить духовно человека, захватить самое сердце, самую душу народную и поставить человека на высоту его духовного и физического развития?

„Сия же есть жизнь вечная—да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа".

Высокая художественность духовного и физического мира человеческой личности и ея окружающих вещей—безграничная, несказанная высота, глубина и широта величия Божия, явленного в творении, промышяении и спасении созданий,—такой неисчерпаемый источник святых, высоких дум и чувств, порывов, настроений, речей и деятельности для человека, что человек мог бы захлебнуться от радости, если бы Господь не умерял своих утешений, соразмеряя их с нашею возможностию их воспринимать...

Но высокий и неисчерпаемый источник утешений, представляемый нам личностию Господа, еще не обжимает собой всех возможных для человека пасла-

ждений. Господь не только радует человека Собой, но призывает человека к радости—человеческой деятельности по образу Создавшого его. „Храни и возделывай рай". „Вниди в радость Господа Своего... над малым был верен, над многим тебя поставлю"... Храни, говорит Господь, законы и пределы создания и возделывай „рай" тебя окружающей жизни: и личной, и семейной, и общественной, и государственной, и всечеловеческой, и, наконец, мировой. Возделывай „рай* и твоего мира физического и духовного, и окружающого тебя внешняго мира. И ты найдешь в этой деятельности своей второй, подобный первому, такой неисчерпаемый источник радости духовной и физической: „Аз рехъ— Вози есте... будите совершена якоже Отец ваш Небесный совершен есть"... Вот в чем я полагал духовный хлеб, долженствующий насытить духовно человека, захватить своею высотой его сердце, его душу и вознести его на высоту богоподобной жизни!..

Все вышеуказанные соображения—легли в основу и .всей моей последующей борьбы с алкоголем. Я начал войну, не объявляя о войнЬ, а исподволь подготовляя почву для посева семян трезвости, и подрубая корни и ветви алкоголя. И прежде всего употребил все меры к тому, чтобы привлечь к себе симпатии народа. Лаской, приветом, теплотой и участливостию отношений, предупредительностию к духовным нуждам населения—мне этого достигнуть удалось...— И в то-же время- -торжественностию богослужения, участием детей и взрослых в чтении и пении при богослужении, краткими беседами о чествуемых Св. Церковно событиях и лицах, объяснениями Евангельских и апостольских чтений в применении к жизни и обстоятельствам населения, раздачею читаемых в храме листков и брошюр- приучал народ искать себе духовной пищи в совершаемых при храме ев. Богослужениях.

— А затем, когда интерес к чтениям окреп, чтение было выделено в самостоятельный предмет и перенесено в школу, где религиозно-нравственные чтения чередовались с общим пением религиозных и патриотических песнопений и иллюстрировались



Hosted by uCoz