1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 | |
бирать особенно ценные крестьянину предметы (напр. племенной скот, земледельческия орудия, хорошия семена и пр.). Путем таких лотерей возможно способствовать культурному подъему деревенского хозяйства. Безпроигрышные лотереи требуют большой рассчетливости и возможны при участии большого количества жертвователей. Эстонския общества трезвости для таких лотерей собирают пожертвования вещами и всегда получают значительный доход. Начисления производятся на предметы, отпускаемые из чайной или буфета, на товары потребительской лавки (если таковая существует при обществе), на продаваемые книги и канцелярския принадлежности. Впрочем, на особенно значительный доход с этих начислений надеяться нельзя. Идейный руководитель общества. Администрация общества ведает исключительно формальную и хозяйственную часть дела. Идейную же работу общества должен ведать его идейный руководитель. Это—то же, что офицер в строй, регент в хоре. Без управляющого центра, без „души", в проявлениях жизни нет смысла. Душа дает смысл всему. Всякая общественная организация, подражающая в своей постройке живому организму, не может осмысленно действовать без „души",—без горячого, беззаветно преданного ея задачам деятеля, идейного вдохновителя и руководителя. В этом убеждает нас сама действительность. Возьмите любое с сильно развитой деятельностью общество. Посмотрите—на каком | фундаменте стоить работа. И вы увидите, что всем двигает один человек, редко—малочислевная группа энергичных личностей. Двигает „душа". Блогодаря ей организм общества осмысливает свои действия. У нас принято отрицать работу такой „души41, но терпеть ее, как неизбежный факт. У нас принято даже обвинять выразителей „души" в деспотизме... Не лучше ли, однако, сознаться, что без „души" работа не идетъ? Не лучше ли прямо и искренно заявить и принять за правило, что в каждой общественной работе идейный руководитель необходимъ? В обществе трезвости такой руководитель обязателен. Опытный, знающий, искренно преданный делу, он должен направлять работу общества к достижению намеченных целей. Без него общество уподобится Батате слепцов, толпе, которой хотя и ведома конечная цель, но не ведомы пути к ней. Для того, чтобы труд идейного руководителя встретил наименьшую сумму враждебных трений и принес наибольшую долю мыслимой пользы, необходимо узаконить его, введя в устав общества нормировку отношений правления к руководителю и обратно. Так как общество трезвости преследует прежде всего цели духовно-нравственного совершенствования личности, то идейным руководителем его может, прежде всего, явиться человек, призвание которого родственно с этими целями—напр. священник, учитель. Но может также явиться всякий, кто обладает энергией, уменьем и преданностью идее. |