И. Мордвиновъ. Общество трезвости, жизнь и работа въ немъ. СПб.:1910

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 139   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139 140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225 

бирать особенно ценные крестьянину предметы (напр. племенной скот, земледельческия орудия, хорошия семена и пр.). Путем таких лотерей возможно способствовать культурному подъему деревенского хозяйства. Безпроигрышные лотереи требуют большой рассчетливости и возможны при участии большого количества жертвователей. Эстонския общества трезвости для таких лотерей собирают пожертвования вещами и всегда получают значительный доход.

Начисления производятся на предметы, отпускаемые из чайной или буфета, на товары потребительской лавки (если таковая существует при обществе), на продаваемые книги и канцелярския принадлежности. Впрочем, на особенно значительный доход с этих начислений надеяться нельзя.

Идейный руководитель общества. Администрация общества ведает исключительно формальную и хозяйственную часть дела. Идейную же работу общества должен ведать его идейный руководитель.

Это—то же, что офицер в строй, регент в хоре.

Без управляющого центра, без „души", в проявлениях жизни нет смысла. Душа дает смысл всему. Всякая общественная организация, подражающая в своей постройке живому организму, не может осмысленно действовать без „души",—без горячого, беззаветно преданного ея задачам деятеля, идейного вдохновителя и руководителя. В этом убеждает нас сама действительность. Возьмите любое с сильно развитой деятельностью общество. Посмотрите—на каком

фундаменте стоить работа. И вы увидите, что всем двигает один человек, редко—малочислевная группа энергичных личностей. Двигает „душа". Блогодаря ей организм общества осмысливает свои действия.

У нас принято отрицать работу такой „души41, но терпеть ее, как неизбежный факт. У нас принято даже обвинять выразителей „души" в деспотизме... Не лучше ли, однако, сознаться, что без „души" работа не идетъ? Не лучше ли прямо и искренно заявить и принять за правило, что в каждой общественной работе идейный руководитель необходимъ?

В обществе трезвости такой руководитель обязателен. Опытный, знающий, искренно преданный делу, он должен направлять работу общества к достижению намеченных целей. Без него общество уподобится Батате слепцов, толпе, которой хотя и ведома конечная цель, но не ведомы пути к ней.

Для того, чтобы труд идейного руководителя встретил наименьшую сумму враждебных трений и принес наибольшую долю мыслимой пользы, необходимо узаконить его, введя в устав общества нормировку отношений правления к руководителю и обратно.

Так как общество трезвости преследует прежде всего цели духовно-нравственного совершенствования личности, то идейным руководителем его может, прежде всего, явиться человек, призвание которого родственно с этими целями—напр. священник, учитель. Но может также явиться всякий, кто обладает энергией, уменьем и преданностью идее.



Hosted by uCoz