1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 | |
Руководитель ведет в обществе широкую проповедь трезвенных идей путем живого и книжного слова, содействует духовному и умственному развитию членов, вводит их в круг интересов высшого порядка. От него зависит выбор средств для осуществления общественных целей. От него зависит известное богатство содержания этих средств. Руководитель действует вполне самостоятельно, раскрывая перед администрацией общества мотивы и детали своих действий настолько, насколько позволяют обстоятельства работы. Более тесная зависимость способна только сковать живое дело. Сфера действии идейного руководителя. Для распространения трезвенных идей обычно допускаются следующия средства: 1. Церковная проповедь. 2. Устная проповедь в обществе. 3. Проведение в народ трезвенной литературы и картин: устройство „трезвенныхъ" библиотек разного типа,—постоянных, „ летучих „уличныхъ",--продажа книг и листков, безплатная раздача их. 4. Народные чтения и популярные лекции о вреде пьянства. 5. Устройство антиалкогольных музеев и выставок для народа. Умственному развитию членов содействуют средства: 1. Библиотеки, читальни, склады книг. 2. Народные чтения, литературные вечера, научные беседы. 3. Учебные занятия, соединенные с опытами, наблюдениями, экскурсиями и пр. | Духовному развитию членов содействует прежде всего влияние церкви. Торжественность богослужений, простая и увлекательная проповедь евангельских истин, умелая постановка религиозно-нравственных чтений—все это сильно действует на человеческую душу, обновляет ее, возрождает, возвышает. Облогораживает человека также увлечение искусством. Этому увлечению в среде членовъ—лишь бы оно проявилось—необходимо предоставить полный простор. Следует устраивать народные хоры, оркестры, театры, классы художественного труда. Следует привлекать членов к деятельному участию в спектаклях, литературных чтениях, концертах и проч. У каждого человека есть если не дар, то особое пристрастие к какому-либо предмету из области духовных интересов. Дело руководителя—обнаружить этот дар или влечение, использовать и направить человека в сторону ценных действий, прочь от соблазнов пьянства. . Вообще же надо помнить, что члены тогда лишь дорожат своим обществом, когда они чувствуют себя „членами", т. е. активно захвачены общественным делом. Живое участие в общих работах привязывает члена к обществу, между тем как пассивная роль неминуемо ведет к охлаждению, к равнодушию. Дело руководителя—дать каждому члену работу и роль в соответствии с его силами и способностями. Это далеко не легко, но и не невозможно. Энергичный деятельный руководитель, горячо |