Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. «Роман-газета», №4-1988 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 84   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84 85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97 

времени, появилось желание больше читать, ходить в клуб. Жизнь заставила пересмотреть свой работу и культурные учреждения, рождая творческую смекалку, поиск нового. Колхозникам по душе пришелся интересно организованный новогодний праздник — весело было и ни одного пьяного.

Добрый почин камынинцев получил поддержку Курского областного Совета народных депутатов, почти половина районов области потянулась за камынинцами. «Правда» в номере от 14 января 1986 года рассказала, например, о любопытнейшем документе — «Кодексе трудовой чести», принятом на общем собрании колхоза «Восход» Золотухинского района. В одном из его пунктов утверждается' что «звание «Почетный колхозник» при любых заслугах не присваивается, если работник допустил серьезный проступок на почве пьянства».

Профессор Ростовского института нар’одного хозяйства П. Орехович, активно ратующий за создание и возрождение чайных в городах и селах, также писал в «Правде» 30 декабря 1985 года: «Пьяная гульба никогда не была народным обычаем. А вот чаи на Руси «гонять» всегда любили. В-конце двадцатых годов довелось мне быть в Сибири. Там убедился, как люди любят чай. Зимой он согревает, летом тоже помогает в работе. Помню тамошнюю поговорку: «Матрена, чай погуще заваривай — пора стога метать». И еще. Отопьешь чай, пора уходить, а беседа все равно продолжается, потому что тебе наливают новый стакан: на добрый путь, на порожек. Разве это хуже бытующих у нас рюмок со спиртным «на посошок», «стремянной», «курганной», «закурганной».

Оообого внимания заслуживают свадьбы. *

...Кто из читателей не гулял на знаменитых наших свадьбах! Длятся они не один день. Народу собйрается на них, как правило, уймища. Меньше пятидесяти человек не бывает. На селе гуляют целыми деревнями от зари до зари. И льется рекой спиртное. Редко кто покидает эти свадьбы на своих ногах. Люди привыкли к этому и даже недоумевают: «Неужели можно как-то иначе?»

В 1980—1981 годах несколько сот студентов медицинского института на вопрос: «В каких случаях нельзя обойтись без вина?» — ответили: на свадьбах. Штамп этот на редкость живуч. Теперь появляются хорошие образцы иного свадебного ритуала. Одна из первых трезвых свадеб была проведена в Горьком еще в 1973 году. Ныне можно назвать много новых адресов — в Москве и Киеве, Ярославле и Днепропетровске, Риге и Туле. Зрелище это прекрасное. Здесь царит естественное, а не искусственно «подогреваемое» веселье, народная мудрость, неистощимая выдумка.

Года четыре назад, как я уже писал, мы сыграли в нашем доме свадьбу. Гостей было человек 50 — и ни капли алкоголя. Под веселый смех и шутки был соблюден весь свадебный ритуал. Молодоженам создавали ^всяческие преграды, которые им приходилось преодолевать, вплоть до того, Что их заставили подпилить дров «для своего очага».

Весь вечер прошел в остроумных приветствиях и

«трезвых» тостах, в музыке, песнях и танцах. Веселье было всеобщим и непринужденным. Расходились с сожалением. Даже те, кто не привык вечера проводить, что называется, «всухую», вынуждены были признать, что такого веселого и интересного торжества они не помнят. Кстати, незадолго до этого я был в деревне, где тоже готовились к свадьбе и уже закупили водки из расчета бутылка на человека. Представляю, как здесь повеселились, «вусмерть», а потом с тяжелой головой маялись, проклиная все на свете.

О безалкогольных свадьбах сегодня уже пишут много, по Центральному телевидению прошла не одна передача на эту тему. Комсомол выступил застрельщиком проведения безалкогольных кбмсомольско-молодежных свадеб, которые проводятся красочно, ярко, с применением старинных национальных свадебных обрядов.

Должны быть освобождены из плена алкогольных традиций и дни рождения. Как много тут предрассудков, непонимания, рутины.

Сегодня нужны энергичные коллективные усилия ученых, практических специалистов по разработке и внедрению в жизнь гражданских обрядов и традиций на безалкогольной основе. Необходимо в целом выработать концепцию безалкогольной культуры-

Трезвые традиции рождают трезвый образ жизни. И если они возникают в недрах нового коллектива, их ожидает счастливая судьба.

Я с удовлетворением узнал, что комсомольские организации Дивногорска и СтрежеЬого объявили свои молодые сибирские города территориями трезвости и разработали эффективные меры оздоровления быта юношей и девушек, организации их содержательного досуга. Эти факты по-особенному мне дороги. И не только как сибиряку. На древней этой земле сегодня проводятся важные экономические эксперименты. Убежден, что эксперименты в экономике должны подкрепляться, если хотите, сливаться органически с нравственными экспериментами. И в этом смысле молодые сибирские города могут по праву выступить первопроходцами нового, трезвого быта.

У трезвого образа жизни сегодня много сторонников и энтузиастов. И есть среди них настоящие подвижники, духовно одаренные люди. Несколько лет назад в Ленинграде на инициативных началах, идущих снизу, был создан клуб трезвости, который очень быстро оброс замечательным активом.

Душа клуба — Геннадий Андреевич Шичко — старший научный сотрудник НИИ экспериментальной медицины, кандидат биологических наук. Им создана противоалкогольная секция при штабе добровольных народных дружин Петроградского района.

^Я давно знаком с Геннадием Андреевичем, человеком увлеченным, обаятельным. Он убежденный противник алкоголя в любом его виде и много делает для того, чтобы вытащить из алкогольной трясины оступившихся людей.

Среди активистов клуба — Геннадий Супицкий, сменный механик Ленметростроя. Он сумел объединить вокруг себя молодежь.

Вокруг каждого активиста этого клуба создается особая атмосфера доверия, одухотворенности, которая, помогает людям, соприкоснувшимся с ней, перестроить свое мышление, внутренний психологический настрой на новый лад, на трезвую волну.

Вот еще одно свидетельство тому. Передо мной письмо, под которым стоит пятнадцать подписей. Оно направлено сотрудникам наркологического кабинета объединения «Светлана», где Г. А. Шичко ведет большую просветительскую работу. Привожу его дословно.

«Дорогие товарищи наркологи!

Сердечно поздравляем Вас с наступающим Новым, 1984 годом! Горячо блогодарим за Ваше гостеприимство, блогожелательное отношение к нам и особенно за замечательные противоалкогольные занятия, которые проводит с нами Ваш внештатный сотрудник кандидат биологических наук Г. А. Шичко.

До первой встречи, которая состоялась 4 ноября, мы являлись алкоголиками и, по существу, не жили, а мучились, отдельные стояли на пороге потери семьи и работы. Часть из нас прежде лечилась от алкоголизма в разных медицинских учреждениях, и почти все мы разуверились в возможности стать полноценными людьми. Цаш Кабинет вселил в нас веру и помог избавиться от алкоголизма. С первых посещений его началось наше перерождение. Нигде, наверное, ни в один наркологический Кабинет не ходили алкоголики так охотно и заинтересованно, как приходили мы в Ваш. Мы с приятным чувством ожидаем очередные встречи в Кабинете, где не только приобретаем научные знания по алкоголизму, но где светлеет наше сознание, растет сознательность, поднимается настроение, улучшается самочувствие. Здесь мы сбросили с себя прочно облипавшую наш мозг паутину алкогольной запрограммированности и уверены в том, что теперь никогда не окажемся в ее мрачных и пагубных путах. Из-за увлечения спиртным мы потеряли многое, в том числе веру в себя, в доброе будущее; вышвырнув это зелье из своей жизни, мы уверенно смотрим* вперед и не только верим в наше истинное (а не пьяное) счастье, но и творим его. Мы обрели главное условие достижения счастья — трезвость. По мере того, как мы под влиянием слов научной правды превращались в сознательных трезвенников, в нас крепла все большая потребность распространять правдивые сведения по алкогольной проблеме и тем помогать людям избавляться от бездумного и противоестественного занятия — употребления спиртных напитков. Мы теперь трезво оцениваем устные и печатные противоалкогольные материалы: если раньше восторгались болтовней об умеренном и культурном питье, то теперь она нас возмущает, признается нами вредной и в такой же мере нелепой, как рассуждения об умеренном или культурном воровстве. Мы не можем терпимо относиться к проалкогольной рекламе, пропаганде и агитации. И это % понятно, отрезвление перевело нас с пассивной позиции безразличия кб всему, кроме спиртного, на активную жизненную позицию. Мы считаем своим граж¬

данским долгом помогать людям, особенно молодым, становиться на твердую, светлую и чистую дорогу жизни — дорогу трезвости. Так мы поступаем не только по долгу, но и из-з£ бескорыстного желания делиться с другими той огромной ценностью, которую мы наконец-то обрели блогодаря вашему Кабинету, — трезвостью.

Некоторые из нас обязаны Кабинету и избавлением от курения с помощью противокурительных занятий, которые проводил Г. А. Шичко. Не можем умолчать о том, что два светлановца после первых таких занятий без какого-либо влияния со стороны, по своей инициативе решили расстаться с курением. Они сразу же решение успешно выполнили.

Теперь горе, неприятности и алкогольные муки, которые не один год были нашими постоянными спутниками, сменились радостью, причем не одной. Мы радуемся обретекию трезвости, резкой просветленности сознания и помолодению лиц товарищей по занятиям, покой, доверию и дружбе в семье, возросшей производительности и повышенному качеству труда, постоянному стремлению каждую* минуту использовать для доброго дела. Мы рады получению морального права открыто и смело смотреть в глаза родным, близким, товарищам по работе, начальникам, милиционерам и дружинникам. Нам очень приятно было слышать следующее утверждение Геннадия Андреевича: «Алкоголик, превратившийся в сознательного трезвенника, представляет для семьи и общества большую ценность, чем так называемый культурно пьющий». Мы докажем правильность этих слов своей дальнейшей безупречной жизнью.

В процессе посещения Вашего Кабинета нам не только не пришлось не принимать лекарств, но мы отказались от тех, которые глотали раньше.

Распространен слух, будто женщины плохо расстаются с алкоголизмом. Наши женщины сразу покончили с ним, и надеемся, навсегда.

Наркологический Кабинет нас сблизил, сделал друзьями, но теперь не по несчастью, а по счастью: мы во время общения поддерживаем друг друга, стараемся содействовать полному избавлению от' питейной запрограммированности и переходу к пожизненной трезвости.

Дорогие наркологи-светлановцы, теперь, когда на-. ши занятия пришли к завершению, мы можем с гордостью и радостью сказать, что у нас с Вами общая цель — борьба за трезвость. Борьба с алкоголизмом не только медицинская, но и идеологическая проблема, и мы будем помогать вашему блогородному делу распространением правды об алкоголизме и о возможностях избавления от него.

Желаем Вам блогополучия, много радостей, дальнейших успехов на гуманнейшем поприще, поприще борьбы за превращение алкоголиков в трезвенников. Счастливого Вам Нового года!

Мы в наш первый трезвый Новый год не раз мысленно побываем в незабываемом наркологическом Кабинете, в котором произошло наше удивительное преображение из алкоголиков в сознательных трез¬



Hosted by uCoz