Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. «Роман-газета», №4-1988 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 83   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83 84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97 

вость» редко звучало со страниц нашей печати, с трибун научных конференций.

Вообще-то, если быть последовательными, надо бы очистить наши библиотечные полки от «трудов» культурщиков, дабы они не продолжали смущать молодые умы и души,

В докладе на торжественном заседании в Кремле в связи с 68-й годовщиной Великого Октября (6 ноября 1985 года) с удовлетворением отмечалось: «Что может дать активная массовая борьба с негативными явлениями, показывает широко развернувшаяся работа по искоренению этого опасного социального зла. Мы уже видим первые результаты. Уменьшаются потери от прогулов, снижается число правонарушителей на почве пьянства. Сократилось количество травм и заболеваний, связанных с употреблением алкоголя. Светлее и чище становится сама атмосфера общественной, да и личной, прежде всего семейной жизни людей. Трезвость — норма жизни, и это должно утвердиться у нас прочно!»

Но Центральный Комитет нашей партии справедливо предупреждает, что «борьба за трезвость находится в начале своего пути... Нельзя не видеть, что наряду с позитивлыми процессами имеются еще и существенные недостатки». В своем документе от 18 сентября 1985 года «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», констатируя эти положения, Центральный Комитет обращает внимание государственных и общественных органов, хозяйственных работников на то обстоятельство, что на местах перестройка идет медленно, особенно в сфере производства и , торговли. ,

Сокращение торговой сети спиртным вовсе не влечет за собой такое же уменьшение его потребления, хотя по логике вещей картина должна быть вроде • бы обратной. На это обстоятельство обратил внимание Совет Министров РСФСР, рассматривая на одном из заседаний Президиума работу Брянского облисполкома по преодолению пьянства и алкоголизма (Советская Россия, 1985, 13 декабря)..Сеть торговли спиртным на Брянщине была урезана вдвое, потребление же алкоголя практически сократилось всего на 15—20 процентов.

В Смоленской области.с введением нового антиалкогольного закону такжз резко сократилось число предприятий, торгующих спиртными напитками: в системе потребкооперации — более чем в три раза, а в государственной торговле—даже более чем в четыре раза. А какова отдача? Вот один весьма впечатляющий пример: в Рославльском торге сеть магазинов, торгующих винно-водочным.и изделиями, уменьшилась на' 92 процента, а реализация алкогольных напитков снизилась всего на 6,2 процента.

ЗА ТРЕЗВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

В самое последнее время, как мы уже писали, произошел принципиальный поворот в общественном сознании, обрели силу антиалкогольные настроения.

Но не будем идеалистами. Эту работу нужно энергично разворачивать по всему фронту.

Прежде всего необходимо знание проблемы, без, просвещения и надежного научного обоснования тут никак не обойтись. Люди должны в полной мере знать всю правду об алкоголе и его последствиях. Иначе коварного и злого противника не одолеешь.

Культуру потребления нельзя рассматривать даже как ступень в общей работе по внедрению трезвости, а тем более как стратегию человеческого поведения. Ограничение всей проблемы культурой потребления, «умеренным» питием наносит вред обществу, общественному сознанию, дезориентирует его. И более того, способствует приобщению к алкоголю все большего числа людей. Возникает порочный круг, вырваться из которого непросто.

Противоалкогольная работа невозможна без формирования правильного и единого общественного мнения, без четкого представления того, что алкоголь вреден в любой его дозе. Даже малые дозы спиртного при частом употреблении приводят человека к неизбежной алкогольной зависимости, делают его «вечным» пленником алкоголя. Наибольший ущерб алкоголь наносит детям, подросткам, молодежи — нашей смене, нашему будущему.

^ Нужен стойкий психологический настрой на безалкогольную, трезвую жизнь, нужна многосторонняя организация антиалкогольной работы, подкрепляющая слово делом, нужно развитие мощного трезвеннического движения с его рабочими органами в центре и на местах.

, Постановление ЦК КПСС о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма как раз и демонстрирует комплексный подход к решению проблемы. Это и есть главная гарантия успеха. ЦК КПСС признал целесообразным создание Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость и издание его печатного органа. Широкое поле деятельности открывается перед общественностью!

С января 1986 года выходит журнал «Трезвость и культура» — ежемесячное общественно-политическое н научно-популярное иллюстрированное издание* рассчитанное на массового читателя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР комиссии по борьбе с пьянством при исполнительных комитетах Советов народных депутатов дополнены комиссиями, создаваемыми на производстве. У всех этих организаций много серьезных задач. И одна из важнейших — формирование антиалкогольного общественного мнения.

В октябре 1985 года на многолюдном сходе жители Камынинского сельского Совета также решили сказать твердое «нет» алкоголю: по просьбе колхозников продажа спиртного была полностью прекращена на территории хозяйства. Одна эта мера, как подсчитали в парторганизации этого хозяйства — колхозе имени Мичурина, добавила в среднем по три рабочих дня в месяц на каждого труженика, ибо раньше примерно столько времени уходило у многих сельчан на «обмывание» получек, обновок и на «опохмелки». У колхозников прибавилось свободного

времени, появилось желание больше читать, ходить в клуб. Жизнь заставила пересмотреть свой работу и культурные учреждения, рождая творческую смекалку, поиск нового. Колхозникам по душе пришелся интересно организованный новогодний праздник — весело было и ни одного пьяного.

Добрый почин камынинцев получил поддержку Курского областного Совета народных депутатов, почти половина районов области потянулась за камынинцами. «Правда» в номере от 14 января 1986 года рассказала, например, о любопытнейшем документе — «Кодексе трудовой чести», принятом на общем собрании колхоза «Восход» Золотухинского района. В одном из его пунктов утверждается' что «звание «Почетный колхозник» при любых заслугах не присваивается, если работник допустил серьезный проступок на почве пьянства».

Профессор Ростовского института нар’одного хозяйства П. Орехович, активно ратующий за создание и возрождение чайных в городах и селах, также писал в «Правде» 30 декабря 1985 года: «Пьяная гульба никогда не была народным обычаем. А вот чаи на Руси «гонять» всегда любили. В-конце двадцатых годов довелось мне быть в Сибири. Там убедился, как люди любят чай. Зимой он согревает, летом тоже помогает в работе. Помню тамошнюю поговорку: «Матрена, чай погуще заваривай — пора стога метать». И еще. Отопьешь чай, пора уходить, а беседа все равно продолжается, потому что тебе наливают новый стакан: на добрый путь, на порожек. Разве это хуже бытующих у нас рюмок со спиртным «на посошок», «стремянной», «курганной», «закурганной».

Оообого внимания заслуживают свадьбы. *

...Кто из читателей не гулял на знаменитых наших свадьбах! Длятся они не один день. Народу собйрается на них, как правило, уймища. Меньше пятидесяти человек не бывает. На селе гуляют целыми деревнями от зари до зари. И льется рекой спиртное. Редко кто покидает эти свадьбы на своих ногах. Люди привыкли к этому и даже недоумевают: «Неужели можно как-то иначе?»

В 1980—1981 годах несколько сот студентов медицинского института на вопрос: «В каких случаях нельзя обойтись без вина?» — ответили: на свадьбах. Штамп этот на редкость живуч. Теперь появляются хорошие образцы иного свадебного ритуала. Одна из первых трезвых свадеб была проведена в Горьком еще в 1973 году. Ныне можно назвать много новых адресов — в Москве и Киеве, Ярославле и Днепропетровске, Риге и Туле. Зрелище это прекрасное. Здесь царит естественное, а не искусственно «подогреваемое» веселье, народная мудрость, неистощимая выдумка.

Года четыре назад, как я уже писал, мы сыграли в нашем доме свадьбу. Гостей было человек 50 — и ни капли алкоголя. Под веселый смех и шутки был соблюден весь свадебный ритуал. Молодоженам создавали ^всяческие преграды, которые им приходилось преодолевать, вплоть до того, Что их заставили подпилить дров «для своего очага».

Весь вечер прошел в остроумных приветствиях и

«трезвых» тостах, в музыке, песнях и танцах. Веселье было всеобщим и непринужденным. Расходились с сожалением. Даже те, кто не привык вечера проводить, что называется, «всухую», вынуждены были признать, что такого веселого и интересного торжества они не помнят. Кстати, незадолго до этого я был в деревне, где тоже готовились к свадьбе и уже закупили водки из расчета бутылка на человека. Представляю, как здесь повеселились, «вусмерть», а потом с тяжелой головой маялись, проклиная все на свете.

О безалкогольных свадьбах сегодня уже пишут много, по Центральному телевидению прошла не одна передача на эту тему. Комсомол выступил застрельщиком проведения безалкогольных кбмсомольско-молодежных свадеб, которые проводятся красочно, ярко, с применением старинных национальных свадебных обрядов.

Должны быть освобождены из плена алкогольных традиций и дни рождения. Как много тут предрассудков, непонимания, рутины.

Сегодня нужны энергичные коллективные усилия ученых, практических специалистов по разработке и внедрению в жизнь гражданских обрядов и традиций на безалкогольной основе. Необходимо в целом выработать концепцию безалкогольной культуры-

Трезвые традиции рождают трезвый образ жизни. И если они возникают в недрах нового коллектива, их ожидает счастливая судьба.

Я с удовлетворением узнал, что комсомольские организации Дивногорска и СтрежеЬого объявили свои молодые сибирские города территориями трезвости и разработали эффективные меры оздоровления быта юношей и девушек, организации их содержательного досуга. Эти факты по-особенному мне дороги. И не только как сибиряку. На древней этой земле сегодня проводятся важные экономические эксперименты. Убежден, что эксперименты в экономике должны подкрепляться, если хотите, сливаться органически с нравственными экспериментами. И в этом смысле молодые сибирские города могут по праву выступить первопроходцами нового, трезвого быта.

У трезвого образа жизни сегодня много сторонников и энтузиастов. И есть среди них настоящие подвижники, духовно одаренные люди. Несколько лет назад в Ленинграде на инициативных началах, идущих снизу, был создан клуб трезвости, который очень быстро оброс замечательным активом.

Душа клуба — Геннадий Андреевич Шичко — старший научный сотрудник НИИ экспериментальной медицины, кандидат биологических наук. Им создана противоалкогольная секция при штабе добровольных народных дружин Петроградского района.

^Я давно знаком с Геннадием Андреевичем, человеком увлеченным, обаятельным. Он убежденный противник алкоголя в любом его виде и много делает для того, чтобы вытащить из алкогольной трясины оступившихся людей.

Среди активистов клуба — Геннадий Супицкий, сменный механик Ленметростроя. Он сумел объединить вокруг себя молодежь.



Hosted by uCoz