1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 | |
бенности. В течение длительного времени у них наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Даже непродолжительное напряжение и отрицательные эмоций сказываются на дыхании детей. Употребление алкоголя детьми младшего и подросткового возраста может привести к нарушениям ритма и даже остановке дыхания. При частом употреблении спиртных напитков в небольших дозах у них раздражаются более нежные, чем у взрослых, слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Даже пары алкоголя, выделяющиеся через легкие из крови, способствуют повреждению органов дыхания. Это приводит к воспалительным процессам в носоглотке, гортани, легких, бронхах, развитию бронхита, который у подростков принимает более затяжной характер и плохо поддается лечению. Алкоголь вызывает у подростков серьезные необратимые изменения в органах пищеварения, печени, почках. Он резко ослабляет секрецию желудочного сока и ферментов, мешает усвоению питательных веществ, нарушает обменные процессы, влияя на рост и общее развитие подростков. Употребление спиртных напитков способствует появлению у них тяжелых заболеваний желудка: гастритов, язв и даже злокачественных опухолей. Печень, которая принимает на себя самую большую нагрузку наркотического яда, находясь у подростков еще в стадии развития, страдает особенно резко. У ребенка возникает воспаление печени, которая увеличивается, появляются боли в правом прдреберье, тошнота, рвота. При длительном приеме алкоголя развивается самое тяжелое поражение печени — алкогольный цирроз, ведущий к ранней и почти неминуемой гибели. Алкоголь поражает многие железы внутренней секреции, в первую очередь, щитовидную железу, гипофиз, надпочечники, половые железы. У детей и подростков поражение этих желез ведет к необратимым изменениям в процессах роста организма. На фоне алкогольной интоксикации могут развиться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания. Особенно опасно употребление спиртных напитков подростками в период полового созревания, так как это может привести к остановке и извращенному развитию всего организма. ? Огромен вред даже одноразового приема алкоголя подростками. Тринадцатилетняя Таня Р. приехала из Москвы на летние каникулы в деревню к . родственникам. У них в сарае хранилось самодельное вино из яблок. Напиток был приятного вкуса, и Таня выпила около стакана. (Если представить, что это вино было крепостью 10—12 градусов, то девочка выпила около 20—25 граммов чистого алкоголя, или 50—60 граммов водки.) Вскоре она почувствовала резкую слабость, после чего потеряла сознание. В детской больнице, куда ее привезли, состояние девочки было крайне тяжелым. У нее наблюдались судороги, во время которых она выкрикивала бессвязные слова, билась головой о кровать. Девочку с трудом удавалось удерживать в постели. На окружающее она не реагировала, болезненности уколов не ощущала. Дыхание было шумным, клокочущим. Только через шесть часов судороги прекратились, и больная погрузилась в глубокий сон. Постепенно здоровье Тани улучшалось. Однако быстрая утомляемость, вялость, головные боли оставались у нее в течение нескольких месяцев, что говорило о глубоком и стойком поражении не только коры головного мозга, но и всей центральной нервной системы... На прием к профессору приводят девушку 17 лет с бледным лицом, недоразвитой детской фигурой. Она не знает самых простых вещей. Ее затрудняют вопросы, легкие для, 12—13-летних детей. При расспросе матери выясняется, что отец девушки пьет, в их доме часто собираются братья отца, также любители выпить. Ради забавы отец и гоОги угощали девочку пивом и вином начиная с восьмилетнего возраста. С годами она начала отставать в школе, стала нервной и раздражительной, боязливой, часто кричала по ночам. * Многочисленные наблюдения врачей и педогогов свидетельствуют о резко отрицательном влиянии употребления алкоголя на развитие ладности подростка, на его умственные способности, на его успеваемость, дисциплину и уровень нравственных начал. Блогодаря чувствительности и легкой ранимости центральной нервной системы у подростка очень рано, буквально через 1—2 приема спиртных напитков, возникает потребность в вине, ранняя алкогольная зависимость. Такое быстрое привыкание к вину ускоренными темпами ведет ребенка к алкоголизму, который у подростков возникает намного быстрее, чем у взрослых. 'Помимо этого, подросток предрасположен к приему алкоголя и из-за своей психологической неустойчивости. Как мы уже писали, он болезненно хочет добиться признания его личности. И для этого он готов'на все. И если у него возникает иллюзия, будто употребление вина делает его более умным, снимает скованность, что ему в этом случае легче показать свой эрудициями авторитет, то для него достаточно 2—3 приемов алкоголя, чтобы привыкнуть и втянуться в винопитие. Трясина, в которую может попасть подросток, пристрастившийся к вину, засасывает человека полностью, превращая его в существо низменное и бедное духовно. И выбраться из такой трясины не так-то просто. «Я жил весело, и рядом со мной, как маленькая веселая собачка, бежал мой алкоголизм. Я и не заметил, как она вдруг выросла в огромного дога. Он встал на задние лапы и взял меня за горло. Я' вырвался, побежал и спрятался на какой-то помойке. Там было противно, но я не знал, что делать...» — такими словами, напечатанными в «Собеседнике» (1984, N° 39, ноябрь), выразил свой безысходность 18-летний студент Саша К., у которого признан хронический алкоголизм второй стадии. Дети в подростковом возрасте мечтают походить на своих героев. И в этом отношении наше кино и телевидение, обладая огромными средствами воздействия на умы и души /подростков, не всегда действу- | .ют в нужном направлении. Очень часто герой, любимец ребят, не выпускает изо рта папиросу, то и дело попивает спиртные напитки. И если ребятам нельзя совершить героического поступка, то хотя бы папиросой во рту и рюмкой в руках они хотят уподобить-, ся своему герой. Стремление быть взрослым или хотя бы походить на взрослого толкает многих подростков на путь потребления спиртных напитков. А взрослые этому способствуют, делают это часто не со зла, а по глупости и невежеству. В одной из санитарно-просветительных брошюр описан такой случай. Инвалид Н., или дядя Петя, 52 лет, получал пенсию и, прирабатывая вахтером, имел много свободного времени. Жена давно умерла, он жил один и лн> бил выпивать у себя дома. Причем вел себя степеннр, не дебоширил, под забором не валялся. Пил, что называется, «умеренно». Однажды к нему заглянул тринадцатилетний Игорь — жилец того же подъезда. Дядя Петя обрадовался случаю с кем-то перемолвиться словечком. — А, сосед,'заходи! — приветствовал он мальчика. — Я, дядя Петя, на минутку. Но дядя Петя не дал парню договорить, раздел его, усадил за стол. Мальчику, конечно, польстило такое внимание н радушие. — Даваб выпьем за знакомство! Дядя Петя налил Игорю полстакана водки. Тот сначала испугался, отстранился, но хозяин его подбадривал: — Давай смелей! Когда-то, брат, все начинать надо... А насчет" родителей не беспокойся, я старый партизан, у меня не выпытают! Несколько недель спустя Игорь привел к «доброму» дяде Пете своего друга Васю, и стали подростки все чаще и чаще туда наведываться. Родители долго не могли выяснить причину перемен, которые все чаще проступали в поведении и характере ребят. Они стали пропускать занятия в школе, забросили спорт, иногда не приходили домой ночевать, осунулись, стали какими-то диковатыми. В' конце концов все выяснилось, и дядю Петю привлекли к уголовной ответственности. Но вред, который он нанес подросткам, возможно, окажется необратимым. И дело здесь не только в том, что за прошедшее время молодой организм и особенно его центральная нервная система подверглись грубому воздействию и частичному разрушению. Не исключена возможность, что наркотический яд вызвал у ребят такую стойкую зависимость, что они, даже будучи взрослыми, не смогут от нее избавиться. Нужно иметь в ви^ду, что в подростковом возрасте из-за алкоголя наиболее быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации личности, который сходен с формами шизофрении. Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению даже к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется холодное равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться (тунеядство как образ жизни нередко проистекает из такого состояния), и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам. Быстрое разрушение под влиянием алкоголя высших отделов коры головного мозга рано притупляет нравственные начала у подростков. Этим пользуются авантюристы, преступники, которые с помощью алкоголя легко и быстро захватывают их в свои сети. В литературе описано немало случаев, когда с целью вовлечения в свои компании подростков преступники v прежде всего стараются приучить их к вину. Дважды судимый за воровство В. только что вернулся из мест заключения. Несмотря на нрепо-ч данный ему урок, он не торопился пойти работать. Постарался найти своих бывших товарищей по «профессии», но никого не нашел. Кто уехал куда-то, а кто еще находился «там», откуда только что вернулся В. Как опытный вор, он понимал, что ему одному работать несподручно. Он начал присматриваться к подросткам своего микрорайона и заметил, что один из жильцов соседнего дома, паренек лет тринадцати, вместе со своим товарищем таких же лет часто трется около пивного ларька. В., купив пару бутылок пива, взял два стакана и устроился на лавочке в стороне от ларька. Когда ребята проходили мимо, он подозвал их и спросил, не знают ли они, где живет учитель X. Ребята подошли, стали высказывать свои соображения, а В. между тем налил им по стакану пива и предложил выпить за знакомство. Ребята давно мечтали выпить пива со взрослым и с удовольствием приняли приглашение. Постепенно они «подружились». А «дружба» эта заключалась в том, что В. стал приглашать ребят домой и там угощал их сначала пивом, а затем и водкой. С каждым днем ребята втягивались в пьянство все больше, причем пили исключительно за счет В. \ Как-то он заметил, что деньги у него все вышли и ребятам пора вносить и свой лепту в их «дружную» компанию. Ребята призадумались и пообещали достать денег. Несколько раз они приносили немного денег, взятых дома тайно, но этого хватало лишь на небольшую выпивку. Между тем В. все время давал понять ребятам, что «пора и честь знать», расплачиваться за удовольствие. Да и у них самих уже появилась стойкая потребность выпить. В. решил, что подростки нравственно и "психологически «созреЬи» для его замысла. Сначала он втянул их в ряд мелких краж, потом стал готовить к крупным «делам». Ребята с самого начала своего знакомства с В. стали учиться плохо, а затем и совсем бросили шко-' лу, но скрывали это. Лишь узнав от классного руководителя, что они давно не учатся, родители поняли, |