Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. «Роман-газета», №4-1988 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 18   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97 

жи спиртных напитков. В своем докладе о продовольственном налоге на X Всероссийской конференции РКП (б) в 1921 году dto, указывая, что «в торговле приходится считаться с тем, что спрашивают», вместе с^тем отмечал, что «в отличие от капиталистических стран* которые пускают в ход такие вещи, как водку н прочий дурман, мы этого не допустим, потому что* как бы они ни были выгодны для торговли, яо они поведут нас назад, к капитализму, а не вперед к коммунизму...» (Л е н и н . В. И. Поли, собр. соч.* т. 43, с, 326),

В беседе с Кларой Цеткин (1920 г,) В. И. Ленин совершенно определенно высказывал свое отношение к этому вопросу: «Пролетариат#—восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглупляло бы его или возбуждало. Ему не нужно... опьянения алкоголем... Ему нужны ясность, ясность и еще раз — ясность. Поэтому, повторяю, не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил» (Цеткин К. Воспоминания о Ленине М* 1955, с. 50), •

Молодая Советская Республика, воодушевленная высокими целями строительства новой жизни, быстро залечивала раны, восстанавливала народное хозяйство. Уверенный в своих силах, в великой справедливости решаемых задач, наш народ строил социалистическое общество. Пафое созидания, борьбы со старым, отжившим захватил людей полностью и без остатка. Возникали новые традиции и обряды,’'новые праздники. Рождалась новая мораль, в которой нет места алкогольному дурману. Трезвость становилась естественной норм'ой нового, социалистического образа жизни.

В этих условиях введение в 1925 году водочной монополии, продиктованное интересами экономического порядка, рассматривалось как исключительная, временная мера. 4

Уже в 1926 году СНК РСФСР издает постановление'«О ближайших мероприятиях по борьбе с алкоголизмом». В марте 1927 года СНК РСФСР принимает постановление «О мерах ограничений продажи спиртных напитков», предусматривающее запрещение их продажи малолетним лицам и лицам, находящимся в состоянии опьянения, а также в буфетах и культурно-просветительных учреждениях.

XV съезд партии (декабрь 1927 г.), на котором был принят первый пятилетний план и взят курс на индустриализацию страны, в числе важнейших задач, направленных на повышение культуры людей, переустройство их быта, укрепление трудовой дисциплины, рассматривал и вопросы борьбы с алкоголизмом. Наряду с государственными мерами по борьбе с алкоголизмом и пьянством в это время активизируется деятельность общественных организаций. В мае 1927 года издается постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об организации местных специальных комиссий по вопросам алкоголизма», в задачу которых входило вовлечение в-противоалкогольную борьбу широких слоев рабочих и крестьян, изучение причин алкоголизма. Такие комиссии и комитеты стали создаваться во многих городах и крупных поселках.

1928—1930 годы — это период четвертой и, пожа луй, самой примечательной, самой массовой волн* трезвеннического движения в нашей стране На борь бу с алкоголем поднимались люди от мала до вели ка. Особенно трогало души детское движение. Отли чались, конечно, пионеры и школьники. В красны: галстуках, с транспарантами, они неутомимо демон стрировали у проходных заводов н фабрик, их кра сочные лозунги и призывы никого не могли оставит] равнодушными. «Папа* не ходи в монополку, неа деньги в семью»—эти простые и понятные каждом] слова в чьи-то отцовские сердца врезались кинжаль но. Очень точна и выразительна народная мудрость — устами младенца глоголет истина...

Много выдумки и задора привнес в антиалкоголь ную кампанию комсомол. В молодежных клубах i комсомольских ячейках горячо дискутировали о том что звание комсомольца совершенно несовместимо < употреблением алкоголя.

Газета «Комсомольская правда» 6 апреля 1985 го да опубликовала обстоятельную статью об опьт борьбы за трезвый досуг в Ульяновской области Большую роль здесь играет молодежь, комсомольцы Я обратил внимание на одно, место в материале «В Ульяновске начали с истории... «трезвенническоп движения в России». Для многих явился полной не ожиданностью хотя бы такой факт, что до 1925 годг в Республике Советов действовал сухой закон. Тех кто пытался его нарушить, сурово карали: иначе бы л о нельзя, этого требовали интересы революции»

Да, действительно, плохо мы еще знаем свой соб ственную историю, и несомненно то, что опыт трез веннической работы комсомольских организаций i 20-е годы может обогатить комсомольскую практию наших дкей, особенно в низовом звене, первичны; организациях. Но вернемся к нашему рассказу

На многих предприятиях стали создаваться ан тиалкогольные ячейки, которые становились очагам* борьбы за трезвость, перестройку быта и оздоровле ние населения. В Москве в 1928 году было 239 такю ячеек, из них W39 на фабриках и заводах. В состав* этих ячеек насчитывалось около 5500 рабочих.

В том же 1928 году в московском клубе имен* Кух.мистрова открылось организационное собранис трезвеннических инициативных групп. Три тысяч* участников собрания утвердили Устав обществ* борьбы с алкоголизмом. Тогда все увлекались бук венными сокращениями, и общество это было широко известно как ОБСА.

Активная и энергичная борьба за трезвость, поддержанная государственными, партийными и общест венными органами, создавала здоровый психологи ческий настрой у миллионов людей. Они с энтузиазмом боролись с трудностями, голодом, разрухой, боролись за здоровый быт, физическое и нравственно* здоровье подрастающего поколения, тянулись к знанию, грамоте/ культуре. Это был период подлинной культурной революции в нашей стране. Стремительно ликвидировалась неграмотность, в 1930 году былс введено всеобщее начальное образование. За годы первой пятилетки в стране обучились грамоте 45 мил¬

лионов человек. Возникла широкая сеть библиотек, читален, клубов, театров, музеев и других культурных центров. В августе 1928 года в Москве была проведена первая Всесоюзная спартакиада, положившая начало массовому физкультурному движению.

Животворный психологический настрой людей, увлеченность грандиозной созидательной работой, тяга к культуре привели к тому, что, несмотря на свободную продажу спиртных напитков, трудящиеся массы жили в трезвости. Здоровый трезвеннический пафос был характерен для большинства населения.

В 1932 году, спустя семь лет после введения винной монополии, уровень душевого потребления алкогольных напитков равнялся в стране 1,04 литра, а в 1950 году, через 25 лет после отмены сухого закона, он составлял около 1,85 литра, то есть был в два с половиной раза ниже, чем в 1913 гдду.

В конце двадцатых и в тридцатых годах мне представилась возможность жить и работать среди сельского населения в Грузии и на Волге, а также среди рабочих "и крестьян на Лене. Там я убедился, что в то время трезвенническое отношение к жизни превалировало во всех слоях общества.

В 1929 году я работал врачом в большом селе на Волге, насчитывавшем до пяти тысяч жителей. Обслуживали мы и еще 2—3 менее крупных села, примыкавших к нам. В течение года мне не пришлось иметь дело ни с одним пьяным или заболевшим на почве пьянства человеком. Меня нередко приглашали крестьяне в гости, да и сам я жил в доме у крестьянина. И при этом я ни разу 'не видел, чтобы ктолибо пил, ■ никто не угощал меня спиртным, так как это считалось тогда просто неприличным. Я не видел ни одной пьяной драки, ни одного пьяного человека, и даже разговора о выпивке ни от кого не слышал.

Через год я вынужден был поехать на юг и устроился на работу в Абхасской автономной республике. Больничка там была небольшая, неустроенная, практически без оборудования. Мне часто приходилось выезжать к больным на дом, часто за многие километры от нашего врачебного участка. Ездил верхом на лошади в дождь и слякоть. Приедешь промокший и продрогший. Абхазцы — народ гостеприимный, угощали мамалыгой, /буйволиным молоком, шашлыком, курицей, запеченной на вертеле, но за столом хмельного не было. Сами не пили и гостей не угощали.

Много позднее, спустя 30 лет, я снова приехал в Абхазию. Был и в тех местах, где работал в молодые годы. Но традиции там стали иные. Гостей щедко потчевали не только виноградным вином, но и коньяком и чачей.

В 1931 году я е1 семьей переехал в Ленинград. Время было тяжелое, голодное. Нередко были заболевания туберкулезом. Мы, врачи-хирурги, сутками пропадали в клинике, пытаясь помочь больным всем, чем могли. Но все равно общаться друг с другом вне работы, видеть жизнь города нам все-таки удавалось. И я скажу, что в 30-е годы и среди рабочих, и среди интеллигенции пьянство было явлением редким, если не исключительным. Об этом можно судить, напри¬

мер, по тому, что к нам в больницу «скорая помощь» привозила пьяных чрезвычайно редко, буквально считанные единицы.

В 1933 году, когда была объявлена мобилизация врачей для работы в северных районах, я добровольно дал согласие и вместе с семьей выехал в родную Сибирь, где около четырех лет работал хирургом и главным врачом больницы Киренска.

Работа хирурга — это своеобразный барометр, по которому можно точно определить, какими болезнями наиболее часто страдают люди в данный период времени.

В те годы оперировать приходилось много и особенно по поводу желудочных и легочных заболеваний. Сказывались наши общие трудности, недостаток полноценного питания. На операционный стол попадали и случайно пораненные на oxofe, подранные медведем люди, но* пьяных с обычными для них травмами, в том числе полученными в драках, оперировать ,не приходилось, хотя к этому времени люди уже стали выпивать. Но выпивали тогда только в большие праздники или по случаю какого-либо торжества. Пили, как и раньше, небольшими рюмочками, плотно закусывали, и редко кто опускался до того, чтобы напиться допьяна. Выпивали столько, чтобы не охмелеть.

Я, как всегда, не пил, и тем более не делал этого в Сибири, где был единственным хирургом на всю округу. На все уговоры отвечал, что профессия не позволяет: меня могут вызвать на операцию в любую минуту.

Однажды т*к и случилось. В разгар веселья, когда меня очень уговаривали выпить со всеми за компанию, мне позвонили по телефону, и дежурная сестра сообщила, что привезли тяжело раненного в живот человека. Я пригласил трех, наиболее рьяно меня уговаривавших, пойти со мной в операционную. Им дали халаты, шапочки, маски, а сам я стал оперировать. Они, как только увидели кровь, чуть не попадали в обморок. Санитарка Женя £ трудом вывела их на воздух. Когда, закончив операцию, я снова явился в компанию, эти трое, еще находившиеся в «шоке», заявили, что мне действительно пить нельзя. И в самом деле, как бы я выглядел, если бы выпил и не смог сделать операцию на хорошем профессиональном уровне, а человек бы погиб? Да я бы всю жизнь мучился и никогда бы себе этого не простил.

Люди жили тогда в материальном отношении скромно, но достойно, все горели желанием сделать как можно больше для общества Прямо скажем, алкогольной проблемы как таковой тогда не было, да и быть не могло. И это было великое достижение в нравственном развитии нашего молодого общества. Ориентация на здоровый, трезвый образ жизни, конечно, оказала огромное положительное влияние на формирование поколения, которому пришлось вынести на своих плечах все тяготы и лишения Великой Отечественной войны, пройти сквозь огненный смерч и победить самого страшного и сильного врага — гитлеровский фашизм, навсегда обессмертив, свой подвиг во имя Родины.



Hosted by uCoz