Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. «Роман-газета», №4-1988 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 79   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79 80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97 

тили меры, направленные на оздоровление нашей жизни и порадовавшие своей конструктивностью и динамизмом. «Говорю большое спасибо партии за то, что развернула бескомпромиссную борьбу с пьянством,— писал в «Правду» в канун XXVII съезда КПСС В. Абрамов из Ленинграда. — Она ведь велась и' раньше, но то было чаще всего пустословие, а не борьба. Вспомните, когда вышло майское (прошлого года) постановление, многие по привычке не верили — ни пьяницы, ни трезвенники, — что это отразится на всех. Думали: очередная кампания — не больше. Пройдет, мол, неделя, другая, и опять будет по-старому. И глубоко ошиблись! Очень многие еще и сегодня не осознали огромного значения тех результатов, какие даст нам в дальнейшем трезвый образ жизни...» (Правда, 1986, 24 февраля),

XXVII съезд партии вновь с большой остротой обратил внимание на необходимость углубления и усиления антиалкогольной работы. «В стране развернулась борьба против пьянства и алкоголизма, — отмечалось в Политическом докладе ЦК КПСС съезду партии. — Во имя здоровья общества и человека мы пошли на решительные меры, повели бой с традициями, которые складывалась и насаждались веками. Не обольщаясь достигнутым, можно сказать, что пьянка потеснена с производства, меньше ее стало в общественных местах. Оздоровляется обстановка в семьях, сократился производственный травматизм, укрепился порядок. Но и дальше нужна большая, настойчивая, разнообразная работа, чтобы обеспечить окончательный перелом в сложившихся привычках. Нйкаких послаблений здесь быть не должно!»

И ныне каждый гражданин нашего общества, все мы с вами должны ясно осознавать, что достижение наших высоких целей, решение ключевых задач коммунистического строительства, утверждение принципов и норм социалистического образа жизни, укрепление нравственного здоровья подрастающих поколений невозможны без этой общей и решительной борьбы против растущего потребления алкоголя — одного из самых злостных врогов на пути общественного прогресса.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПЬЮТ!

С Г985 года антиалкогольная пропаганда стала заметно набирать силу. Она распространяется, как гот ворят, и вглубь и вширь. А ведь до самого последнего времени у нас в этом вопросе много было путаницы, пустопорожних сентенций, неясностей. Но вот более глубокое изучение и проникновение в проблему привели, я бы сказал, к обнадеживающему про- * зрению.

Еще совсем недавно авторы многих статей в газетах и журналах, в том числе и комсомольско-молодежных, наперебой вторили друг другу, доказывая, что панацеей от всех бед является лишь одно — культура алкогольного потребления. Читатель, очевидно, замети^ уже, что я много, внимания уделил крити¬

ческому разбору такого рода суждений. Вернусь еще раз к некоторым заблуждениям.

Г. М. Подоров в своей книге пишет: «...Из всего сказанного вытекает, что ныне надо бороться прежде всего не с водкой и вином, а со злоупотреблениями ими, с пьянством» (Подоров Г* М. Алкоголь, человек, общество. Горький, 1983, с. 82).

Для подтверждения своего мнения автор приводит в книге слова 3. Балаяна и В. Казьмина: «Зло не в самом вине. Зло скорее в отсутствии культуры потребления спиртных напитков.1 В самом деле, никому не придет в голову хулить вполне хорошие продукты питания только потому, что они приводят к ожирению, атеросклерозу, гипертонии, сердечно-сосудистым болезням, смертность от которых занимает сегодня первое место в мире. Мы боремся с перееданием, обжорством, но не с углеводами и жирами».

С точки зрения медицины эти суждения и ненаучны и малограмотны, хотя некоторые специалисты считают алкоголь питательным веществом. Безусловно, при его употребленйи выделяется значительное количество энергии, равной 7 килокалориям на грамм чистого спирта. Однако эта энергия расходуется нецелесообразно. Алкоголь идет не на созидание, как белки, жиры .и углеводы, а на сгорание. Он хаотически сгорает в организме и в своем пламени сжигает другие питательные вещества. При этом он сгорает вне потребности организма, не являясь «строительным материалом».

Неверно представлять и пиво как питательное вещество. В «Ленинградской правде» в декабре 1983 года была помещена статейка, в которой в восторженных тонах говорилось о большой пользе пива и, в частности, о его питательности. Проводилось даже сравнение пива с молоком. Как известно, такие восхваления пира не раз очень дорого обходились людям, но некоторым подобные уроки почему-то не идут впрок. К примеру, в Англии под влиянием активной пропаганды пива одно время в течение года было открыто более 24 тысяч пивных. Однако очень скоро врачи забили тревогу, указывая на то, что в стране резко возрос детский и юношеский алкоголизм. Пришлось правительству в срочном порядке закрывать ‘ пивные.-

Наука в настоящее время полностью исключает какую-либо пользу алкоголя для организма. Вред же его огромен. Вызывая целый ряд самых серьезных заболеваний, ухудшая течение любых болезней, алкоголь сокращает саму жизнь человека.

В капиталистическом обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации человека человеком,( распространение алкоголизма объясняется двумя основными причинами: тяжелыми условиями жизни трудящихся, вытекающими из обострения всех социально-экономических противоречий, свойственных капитализму, и общедоступностью спиртных напитков. В наших социалистических условиях действует второй фактор, а именно общедоступность алкоголя, и дело здесь не только в стоимостном выражении, но в широком распространении спиртных напитков. До вступления в силу новых законодательных, мер

против пьянства и алкоголизма они продавались везде и всюду, даже иногда в тех домах, где. расположены школьные и детские дошкольные учреждения.

Причина тяги человека к алкоголю лежит в его эйфорическом действии. Человек, выпив, чувствует себя более смелым, ему начинает казаться, что он с легкостью может преодолеть все трудности и житейские невзгоды. Это состояние особенно нравится слаг бым и безвольным натурам. После двух-трех таких приемов вступает в свои права наркотик, который постепенно захватывает человека полностью.

Ученые полагают, что к потреблению алкоголя склонны недостаточно организованные личности, неспособные справиться с тревогой или напряжением. При этом чем ниже организация субъекта, тем больше у него потребность в искусственном облегчении своего состояния с помощью спиртных напитков.

Предрасполагают к потреблению алкоголя и такие черты характера, как легкая внушаемость, ранимость, неприспособленность к жизни, инфантильность, желание уйти от действительности, неустойчивость перед жизненными невзгодами, неспособность цх переносить.

Ученые отмечают, что распространению пьянства в значительной мере способствует тот психологический климат, то отношение людей к потреблению алкоголя, в котором живет и трудится человек. При этом общественное отношение к потреблению алкоголя начинается нередко с малого коллектива, друзей, товарищей.

Мой знакомый инженер-радиотехник, с хорошими руками и со склонностью к рационализации, в разговоре как-то сказал, что ему совершенно не нравится ни водка, ни бийо. И он пробовал в компаниях не пить. Но встретил такое отношение со стороны окружающих, что ему предстоял выбор: либо не встречаться в компаниях,,либо пить в них.

Есть и еще одна плохая привычка, укоренившаяся в психологии больших и малых коллективов (точнее, неформальных групп), которую можно выразить словами Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов»: «Когда я пью, то трезвых не терплю». А если так, то надо напоить всех, кто находится рядом.

Почему пьющий не терпит трезвогр? Да потому, чтр он отлично понимает, как отвратительно и глупо выглядит он по сравнению с трезвым. И он инстинктивно стремится этого избежать, не желая, чтобы кто-то в глубине души смеялся над ним. Человек, выпив, часто ощущает потребность раскрыть себя и показать перед другими свой «красивую», «блогородную» душу! Он хочет заставить людей, чтобы его. «уважали»! Задерживающие центры у него ослабли, но в глубине души какое-то подсознательное чувство говорит ему, что трезвому это слушать неинтересно и смешно. Он чувствует себя как бы связанным перед трезвым и потому не может терпеть трезвого около себя.

Есть здесь и чисто эгоистическое желание. Пьющий часто отлично понимает, что он отравляет себя и причиняет себе вред. Он этот вред уже чувствует, но не может в этом сознаться даже самому себе, по¬

тому что не может бросить пить. Но если он причиняет вред себе, то почему рядом сидящий за столом не делает этого? Нет! Пусть и он отравляется, раз находится в нашей компании!

Очень дурной обычай, способствующий распространению пьянства, — уговаривать людей: «Пей до дна!» Можно смело сказать, что этот дикий обычай имеет место только у нас, и он приносит большой вред. Мне приходилось бывать в гостях у многих зарубежных друзей. Я выезжал за границу двадцать раз и ни в одной стране этого не видел. Более того, поведение человека, выпившего сразу весь бокал вина до дна, кажется там некультурным.

На различных встречах, вечерах, банкетах никто не неволит, никто не заставляет пить. В бокал каждый наливает себе то, что он желает и сколько сам захочет. Если ты налил себе лимонада или какоголибо соку, никто тебя в этом не упрекнет. Я не видел, чтобы кто-то сразу осушил бокал до дна. Каждый, отпив глоток, продолжает разговаривать, держа бокал в руке или поставив его на стол. После следующего тоста каждый опять слегка отпивает из своего бокала. И так в течение вечера большинство гостей обходится однажды налитым бокалом. Поэтому вся беседа от начала до конца идет среди трезвых людей. И все расходятся в совершенно нормальном состоянии. Тут бокал вина (водку или виски на банкетах почти никто не потребляет) играет роль внешнего фактора, дающего возможность выразить свое чувство и отношение к друзьям:

Подымем бокалы, содвинем их разом,

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Бокалы здесь выполняют роль выразителя настроения, дружеского расположения...

Заметим, кстати, что это пушкинское двустишие некоторые пытаются взять к себе в союзники для оправдания своей любви к Бахусу. Но эти строки писались Пушкиным как воспоминание о годах, проведенных с друзьями в Лицее, когда употребление вина каралось исключением из него и практически полностью отсутствовало. Так что если в Лицее собирались друзья, то дальше «подымем бокалы, содвинем их разом» дело не шло. Не зря же поэт этот стих заканчивает: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!» Если бы у них в обычае было «пей до дна», то ни о каких музах и разуме не могло бы быть и речи.

Что же касается выражения «пей до дна», то оно должно применяться только в том случае, когда речь идет о молоке или соке.

Во многих трудовых коллективах долгое время царил дух блогодушия в отношении алкоголя, эдакая атмосфера вседозволенности и безнаказанности. Немудрено, что в таких коллективах алкоголизм расцветал пышным цветом.

«Советская Россия» 5 февраля 1984 года опубликовала большую статью «Трезвые мысли в пьяном лесу». Поводом послужило письмо в газету Сергея Бузинного, 22-летнего выпускника лесного техникума, приехавшего по распределению на Смоленщину:



Hosted by uCoz