1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
Факторы II группы — обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя, общепринятые алкогольные традиции и др.— действуют в возрасте от 16 до 19 лет, когда уже формируется систематическое и сознательное употребление алкоголя. Этому в значительной степени способствует раннее приобщение детей (подростков) к алкоголю. Это звено в генезе злоупотребления можно условно назвать «определяющим». Факторы III группы — экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых рабочих при ранее приобретенной установке на привычное употребление алкогольных напитков, а также частота случаев употребления и количество алкоголя — действуют в возрасте от 19 до 26 лет. Практически это начало самостоятельной жизни «бывалого» человека, который, как ему кажется, начинает понимать «толк» в жизни. Это звено в генезе злоупотребления мы называем «пусковым». По нашим данным, большинство обследованных в возрасте 20—26 лет попадали в микросреду с широко распространенными «питейными» обычаями. Пребывание в этой среде и следование обычаям привели в конечном счете к злоупотреблению алкоголем. Это подтверждается и субъективным мнением лиц, злоупотребляющих алкоголем, и их жен: 89% лиц, злоупотребляющих алкоголем, и 96% их жен отметили, что в злоупотреблении прежде всего виноваты «друзья». Факторы IV группы — конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая зарплата и др.— составляют завершающее звено в генезе злоупотребления. Факторы IV группы поддерживают злоупотребление алкоголем и обусловливают высокий уровень пьянства, который в свою очередь укрепляет обычаи ближайшего окружения, поддерживает установку на злоупотребление. Особенно ярко это выступает среди тех профессионально-производственных групп рабочих, труд которых относительно прост (физическая работа, не требующая квалификации) и высоко оплачивается. Так создается порочный круг, в котором факторы IV группы (пьянство) вызывают появление факторов I—II групп: конфликтные взаимоотношения в семье и частые выпивки приводят к раннему приобщению де¬ 168 | тей и подростков к алкоголю. Круг в генезе злоупотребления замыкается и становится порочным, в нем трудно бывает порой отличить причину данного явления от следствия. К числу факторов, поддерживающих злоупотребление алкоголем, следует отнести также нехватку рабочей силы и сравнительно большую текучесть кадров рабочих основных профессий, что вынуждает администрацию заводов в ряде случаев принимать на работу лиц, уволенных за пьянство с других предприятий. Это также поддерживает постоянную «концентрацию» злоупотребляющих алкоголем на предприятиях. Приведенная схема генеза злоупотребления алкоголем дает представление о последовательном действии различных социальных факторов, способствующих злоупотреблению алкоголем на примере рабочих одного из крупных заводов. Схема не претендует на универсальность, но отражает наиболее существенные моменты, прежде всего влияние микросреды с «питейными» обычаями, низкий культурный уровень лиц, подверженных злоупотреблению алкоголем, роль психологических факторов. Успешная борьба с алкоголизмом возможна только при комплексном медико-социальном воздействии на все звенья генеза, особенно на «начальное», когда закладывается основа злоупотребления алкоголем. Противоалкогольное воспитание подрастающего поколения и активная пропаганда здорового образа жизни должны касаться прежде всего семьи. Это выявление пьянствующих семей, в которых есть дети, санитарное просвещение родителей и разъяснение недопустимости «угощения» детей спиртными напитками. Активная противоалкогольная установка должна стать неотъемлемой частью педагогического процесса в средней школе с первого до последнего года обучения. „_ Противоалкогольную работу в основном следует направлять на разрушение алкогольных традиций мик- росоциальной среды и воспитание у детей трезвеннических установок. Необходим более строгий контроль за времяпрепровождением молодых людей допризывного возраста, за кругом их привычного общения. Следует активно выявлять группы юношей, привычно употребляющих спиртные напитки. Необходимо развивать наставничество над молодыми рабочими, больше вни¬ 169 |