Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 168   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168 169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

Факторы II группы — обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя, общепринятые алкогольные традиции и др.— действуют в возрасте от 16 до 19 лет, когда уже формируется систематическое и сознательное употребление алкоголя. Этому в значительной степени способствует раннее приобщение детей (подростков) к алкоголю. Это звено в генезе злоупотребления можно условно назвать «определяющим».

Факторы III группы — экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых рабочих при ранее приобретенной установке на привычное употребление алкогольных напитков, а также частота случаев употребления и количество алкоголя — действуют в возрасте от 19 до 26 лет. Практически это начало самостоятельной жизни «бывалого» человека, который, как ему кажется, начинает понимать «толк» в жизни. Это звено в генезе злоупотребления мы называем «пусковым». По нашим данным, большинство обследованных в возрасте 20—26 лет попадали в микросреду с широко распространенными «питейными» обычаями. Пребывание в этой среде и следование обычаям привели в конечном счете к злоупотреблению алкоголем. Это подтверждается и субъективным мнением лиц, злоупотребляющих алкоголем, и их жен: 89% лиц, злоупотребляющих алкоголем, и 96% их жен отметили, что в злоупотреблении прежде всего виноваты «друзья».

Факторы IV группы — конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая зарплата и др.— составляют завершающее звено в генезе злоупотребления. Факторы IV группы поддерживают злоупотребление алкоголем и обусловливают высокий уровень пьянства, который в свою очередь укрепляет обычаи ближайшего окружения, поддерживает установку на злоупотребление. Особенно ярко это выступает среди тех профессионально-производственных групп рабочих, труд которых относительно прост (физическая работа, не требующая квалификации) и высоко оплачивается.

Так создается порочный круг, в котором факторы IV группы (пьянство) вызывают появление факторов I—II групп: конфликтные взаимоотношения в семье и частые выпивки приводят к раннему приобщению де¬

168

тей и подростков к алкоголю. Круг в генезе злоупотребления замыкается и становится порочным, в нем трудно бывает порой отличить причину данного явления от следствия.

К числу факторов, поддерживающих злоупотребление алкоголем, следует отнести также нехватку рабочей силы и сравнительно большую текучесть кадров рабочих основных профессий, что вынуждает администрацию заводов в ряде случаев принимать на работу лиц, уволенных за пьянство с других предприятий. Это также поддерживает постоянную «концентрацию» злоупотребляющих алкоголем на предприятиях.

Приведенная схема генеза злоупотребления алкоголем дает представление о последовательном действии различных социальных факторов, способствующих злоупотреблению алкоголем на примере рабочих одного из крупных заводов. Схема не претендует на универсальность, но отражает наиболее существенные моменты, прежде всего влияние микросреды с «питейными» обычаями, низкий культурный уровень лиц, подверженных злоупотреблению алкоголем, роль психологических факторов.

Успешная борьба с алкоголизмом возможна только при комплексном медико-социальном воздействии на все звенья генеза, особенно на «начальное», когда закладывается основа злоупотребления алкоголем. Противоалкогольное воспитание подрастающего поколения и активная пропаганда здорового образа жизни должны касаться прежде всего семьи. Это выявление пьянствующих семей, в которых есть дети, санитарное просвещение родителей и разъяснение недопустимости «угощения» детей спиртными напитками. Активная противоалкогольная установка должна стать неотъемлемой частью педагогического процесса в средней школе с первого до последнего года обучения. „_

Противоалкогольную работу в основном следует направлять на разрушение алкогольных традиций мик- росоциальной среды и воспитание у детей трезвеннических установок. Необходим более строгий контроль за времяпрепровождением молодых людей допризывного возраста, за кругом их привычного общения. Следует активно выявлять группы юношей, привычно употребляющих спиртные напитки. Необходимо развивать наставничество над молодыми рабочими, больше вни¬

169



Hosted by uCoz