1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
члена общества со стороны ближайшего окружения в достижении его жизненных целей; отношение общества к алкоголизму; возможности данного общества полноценно заменить удовлетворение, получаемое от алкоголя. В подтверждение своей точки зрения автор ссылается на различное распространение алкоголизма среди разных этнических групп (ирландцы, евреи, китайцы и т. д.). В многочисленных научных исследованиях социально-психологических аспектов проблемы алкоголизма зарубежные авторы выделяют круг социально-психологических вопросов на уровне так называемого ин- ституциального взаимодействия людей (личность — общество). К ним относятся прежде всего социальнопсихологические аспекты культуры «пития», которая представляет собой совокупность сложившихся традиций, норм группового и индивидуального поведения, связанного с приемом алкоголя в различных житейских ситуациях. Исследователи описывают национальные, этнические, региональные особенности, касающиеся форм и степени социального контроля за ритуалами, праздниками и другими событиями, сопровождающимися принятием спиртного. По мнению ряда авторов, в современном обществе следует больше внимания удалять формированию культуры «пития», определив ее эталоны и формы допустимого употреблении алкоголя. Называются социально-психологические причины пьянства и алкоголизма. Одной из таких причин является отсутствие в культуре «пития» единой установки относительно употребления алкоголя. Определенная группа причин, как мы отмечали выше, связывается с условиями современной жизни, процессами урбанизации, информационными перегрузками. Стрессовые воздействия, по признанию ученых, оказывают не только миграция населения, но и «социальная мобильность», повышение ритмов жизни, ведущие к повышению психического напряжения, которое люди все в большей мере пытаются снизить с помощью алкоголя и наркотиков. Во многих странах нет четко сформированных представлений о роли и месте противоалкогольного воспитания в процессе социализации членов общества, нет разделения функций и обязанностей между различными социальными институтами, заня¬ 156 | тыми подготовкой человека к общественной жизни и поведением в быту. С точки зрения социально-психологических функций алкоголь рассматривается как неадекватный посредник между личностью и обществом. Якобы помогая преодолевать существующие проблемы, он чаще усугубляет их. Как отмечает S. Bacon (1973), в современном буржуазном обществе алкоголь, с одной стороны, нередко выступает в роли универсального компенсатора, как средство снятия напряжения, обусловленного явлениями социального порядка (тяжелый физический труд, нестабильность общества, безработица); с другой стороны, социально-психологическая функция алкоголя в капиталистическом обществе состоит в том, что он становится средством ухода от реальной действительности в форме «эскапизма» (индивидуального психологического бегства личности от гнетущей социальной реальности). Наконец, многие исследователи говорят о необходимости социального контроля за борьбой с пьянством и •алкоголизмом на различном уровне. Речь идет об оценке эффективности противоалкогольных мероприятий, форм и средств воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем, а также о совершенствовании критериев этой оценки. Таким образом, представленные концепции природы алкоголизма позволяют выделить три основные точки зрения: одни склонны искать причины алкоголизма в индивидуальных особенностях, в частности, в личности алкоголика, другие приписывают большую роль среде, различным внешним обстоятельствам, и, наконец, третьи считают, что в генезе алкоголизма имеют значение как те, так и другие факторы. Если тщательно рассматривать анамнез любого злоупотребляющего алкоголем, то всегда можно найти как внешние причины, способствующие злоупотреблению алкоголем, так и причины, кроющиеся в самой личности. Следовательно, общество, человек и алкоголь определяют три группы причин, способствующих злоупотреблению алкоголем и развитию алкоголизма. Распространенность употребления алкогольных напитков и злоупотребления ими коррелирует с конкретными историческими условиями жизни общества и опосредованно выступает в форме отношения общества к алко¬ 157 |