Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 156   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156 157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

члена общества со стороны ближайшего окружения в достижении его жизненных целей; отношение общества к алкоголизму; возможности данного общества полноценно заменить удовлетворение, получаемое от алкоголя. В подтверждение своей точки зрения автор ссылается на различное распространение алкоголизма среди разных этнических групп (ирландцы, евреи, китайцы и т. д.).

В многочисленных научных исследованиях социально-психологических аспектов проблемы алкоголизма зарубежные авторы выделяют круг социально-психологических вопросов на уровне так называемого ин- ституциального взаимодействия людей (личность — общество). К ним относятся прежде всего социальнопсихологические аспекты культуры «пития», которая представляет собой совокупность сложившихся традиций, норм группового и индивидуального поведения, связанного с приемом алкоголя в различных житейских ситуациях. Исследователи описывают национальные, этнические, региональные особенности, касающиеся форм и степени социального контроля за ритуалами, праздниками и другими событиями, сопровождающимися принятием спиртного. По мнению ряда авторов, в современном обществе следует больше внимания удалять формированию культуры «пития», определив ее эталоны и формы допустимого употреблении алкоголя.

Называются социально-психологические причины пьянства и алкоголизма. Одной из таких причин является отсутствие в культуре «пития» единой установки относительно употребления алкоголя. Определенная группа причин, как мы отмечали выше, связывается с условиями современной жизни, процессами урбанизации, информационными перегрузками. Стрессовые воздействия, по признанию ученых, оказывают не только миграция населения, но и «социальная мобильность», повышение ритмов жизни, ведущие к повышению психического напряжения, которое люди все в большей мере пытаются снизить с помощью алкоголя и наркотиков. Во многих странах нет четко сформированных представлений о роли и месте противоалкогольного воспитания в процессе социализации членов общества, нет разделения функций и обязанностей между различными социальными институтами, заня¬

156

тыми подготовкой человека к общественной жизни и поведением в быту.

С точки зрения социально-психологических функций алкоголь рассматривается как неадекватный посредник между личностью и обществом. Якобы помогая преодолевать существующие проблемы, он чаще усугубляет их. Как отмечает S. Bacon (1973), в современном буржуазном обществе алкоголь, с одной стороны, нередко выступает в роли универсального компенсатора, как средство снятия напряжения, обусловленного явлениями социального порядка (тяжелый физический труд, нестабильность общества, безработица); с другой стороны, социально-психологическая функция алкоголя в капиталистическом обществе состоит в том, что он становится средством ухода от реальной действительности в форме «эскапизма» (индивидуального психологического бегства личности от гнетущей социальной реальности).

Наконец, многие исследователи говорят о необходимости социального контроля за борьбой с пьянством и •алкоголизмом на различном уровне. Речь идет об оценке эффективности противоалкогольных мероприятий, форм и средств воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем, а также о совершенствовании критериев этой оценки.

Таким образом, представленные концепции природы алкоголизма позволяют выделить три основные точки зрения: одни склонны искать причины алкоголизма в индивидуальных особенностях, в частности, в личности алкоголика, другие приписывают большую роль среде, различным внешним обстоятельствам, и, наконец, третьи считают, что в генезе алкоголизма имеют значение как те, так и другие факторы. Если тщательно рассматривать анамнез любого злоупотребляющего алкоголем, то всегда можно найти как внешние причины, способствующие злоупотреблению алкоголем, так и причины, кроющиеся в самой личности. Следовательно, общество, человек и алкоголь определяют три группы причин, способствующих злоупотреблению алкоголем и развитию алкоголизма. Распространенность употребления алкогольных напитков и злоупотребления ими коррелирует с конкретными историческими условиями жизни общества и опосредованно выступает в форме отношения общества к алко¬

157



Hosted by uCoz