Курение или здоровье — выбирайте сами // ж-л «Здоровье мира» (ВОЗ), февраль-март, 1980

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 30   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 
О законах и о тех,кто против них

УТВЕРЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ ПО РЕКЛАМЕ ИЗДЕЛИЙ ТАБАЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОДОБНЫЕ ТОМУ, ЧТО «КУРИТЬ БУДУТ ВСЕГДА», МОЖНО СЧИТАТЬ, КАК ЭТО НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, ОБНАДЕЖИВАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ: ВИДИМО, УЖЕ НАЧАЛИ СКАЗЫВАТЬСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БОРЬБУ С КУРЕНИЕМ

Кевин Кук

«Ноги моей больше не будет в этом проклятом штате!»— так реагировал один разъяренный курильщик в аэропорту штата Миннесота, когда ему сказали, чтобы он потушил сигарету, иначе его задержат за нарушение закона.

Во всем мире курильщики уже почувствовали на себе действие все более и более строгих правительственных постановлений, направленных на защиту права некурящих людей дышать свежим воздухом и не подвергаться неприятным ощущениям (или даже опасности), вдыхая табачный дым. Некоторые из наиболее строгих мер были приняты в США. Так, принятый в штате Миннесота Закон о чистоте воздуха в помещениях от 2 июня 1975 года запрещает курить в общественных местах или местах собраний, за исключением мест, специально отведенных для курения. Заслуживает внимания содержащееся в этом законе определение общественного места как «любого замкнутого внутреннего пространства, используемого в общественных целях или являющегося рабочим помещением». Под это определение подпадают рестораны, магазины, учреждения, коммерческие предприятия, общественный транспорт, учебные заведения, больницы, ясли и детские сады, аудитории, арены, залы собраний и другие помещения подобного рода, кроме частных помещений, занимаемых исключительно курящими людьми, хотя туда могут заходить и некурящие люди.

Аналогичный закон был принят в 1976 году в штате Юта. Он отличается следующим дополнением: «Кроме того, общественными местами будут считаться замкнутые внутренние помещения, в которых по распоряжению владельца будут вывешены таблички «Не курить» или «Спасибо за то, что Вы не курите». Если вдуматься в смысл этого дополнения, то станет ясно, что теперь в штате Юта курильщики могут курить беспрепятственно только на улице или в частных домах.

Такие строгие законы приняли пока лишь немногие правительства, но во многих странах введены постановления о борьбе с рекламой сигарет, о разъяснении общественности вредных последствий курения для здоровья и о запрещении курения в таких общественных местах, как театры, общественный транспорт и больницы. В некоторых странах, таких, как Финляндия, Норвегия и Сингапур, полностью запрещена любая реклама табачных изделий; возрастает число стран, правительства которых настаивают на публикации предупреждений о вреде курения на сигаретных пачках.

Дальше всех в этом отношении пошла Швеция. Наиболее распространенная форма предупреждения — краткие и неубедительные фразы типа «Курение может повредить вашему здоровью»; к таким предупреждениям быстро привыкают и перестают обращать на них внимание, поэтому в 1976 году правительство Швеции постановило поочередно печатать на сигаретных пачках 16 различных предупреждающих текстов. Некоторые из них адресованы конкретным группам высокого риска, таким, как подростки, беременные женщины или лица, страдающие астмой, другие тексты обращают внимание на связанную с курением опасность развития или усугубления различных болезненных состояний (рак легкого, сер-дечно-сосудистые заболевания, язва желудка, боли в ногах). Другие тексты призывают «неисправимых» курильщиков переключиться на сигареты с меньшим содержанием смол и меньше затягиваться. В нескольких странах (пока это только развитые страны) требуется указывать на сигаретных

пачках содержание никотина и смолистых веществ или сообщать эти данные в рекламе, а в Швеции требуется указывать на сигаретных пачках еще и уровни окиси углерода.

В других странах, например в Мексике, в законодательном порядке осуществляется контроль за фактическим содержанием рекламы и запрещается ассоциировать курение с общественным престижем и преуспеванием, общим блогосостоянием или деятельностью, имеющей отношение к детям.

Во многих странах правительства предпочли соблюдение принципа добровольности при введении ограничений, как, например, в Великобритании, где на всех рекламах сигарет и на сигаретных пачках предупреждения о вреде курения печатаются по соглашению между правительством и фирмами, выпускающими сигареты. Реклама сигарет по телевидению в Великобритании не ведется с 1965 года.

Эффективность всех этих мер, как и воздействие коммерческой рекламы, оценить трудно. Если в некоторых странах с принятием строгих законодательных мер и по мере разъяснения населению вреда курения отмечается сокращение продажи табачных изделий или тенденция к переходу на менее крепкие сигареты, то другие страны сообщают об увеличении количества продаваемых и выкуриваемых сигарет. Например, на основании отчета, составленного в Великобритании, можно сделать вывод, что мужчины стали курить меньше, чем прежде, а женщины больше. Аналогичные тенденции можно наблюдать и в других странах. Это связано с множеством сложных факторов, но если говорить о женщинах, то на их отношение к курению, возможно, влияет все возрастающее стремление к эмансипации, и когда они почувствуют, что действительно равноправны с мужчинами, они тоже станут курить меньше.

Наверное, реакция со стороны табачной промышленности— самый верный индикатор эффективности законодательных мер по борьбе с курением. Один крупный фабрикант табачных изделий счел необходимым начать «контратаку» с помощью новой серии изощренных рекламных объявлений, пропагандирующих не просто какой-то сорт сигарет, а курение вообще. Рекламы, опубликованные в ФРГ в течение 1979 года в журналах, выпускаемых большим тиражом, имели более завуалированное содержание. С одной стороны, они утверждали, что табак — это «дар природы» и что курение—неотъемлемый элемент развлечения в цивилизованном обществе, а с другой стороны, они утверждали, что курение — это элемент борьбы за права личности против разрастающегося бюрократизма и эрозии демократии!

Реклама стоит денег, и подобного рода рекламные кампании заставляют предполагать, что продажа табака уже сокращается, причем довольно значительно, поэтому и тратятся огромные деньги на рекламу в попытке исправить положение. С некоторым оттенком самодовольства в рекламах утверждается, что «курить будут всегда», но если это так, то зачем тратить столько денег, чтобы сообщить нам об этом?

Правительство Швеции поставило перед собой цель добиться того, чтобы дети, родившиеся после 1975 года, стали первым в мире некурящим поколением. Пусть это звучит парадоксально, но такие рекламные заявления — самое обнадеживающее свидетельство достижимости этой цели.

RESERVE AUX NON-FUMEURS

Вверху: во многих странах запрещена реклама табачных изделий и в общественных местах курить не разрешается. На фотографиях показан кафетерий для некурящих в штаб-квартире ВОЗ в Женеве и ваг^н для некурящих.

Слева: эта фотография рекламирует не какой-то сорт сигарет, а курение вообще (ФРГ). Внизу надпись: «Курить вдвоем — что может быть приятнее?»



Hosted by uCoz