1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | |
Убийцы на дорогах Слева: занятия по безопасности дорожного движения могут до некоторой степени иммунизировать «школьников» против риска несчастных случаев. Справа: все реакции этого водителя автоматически регистрируются приборами. Многие страны проводят интенсивные исследования по предупреждению несчастных случаев на дорогах. произошли по вине водителей, большей частью находившихся в состоянии опьянения или дремоты либо имевших физические недостатки, с которыми людям вообще не должны выдавать водительские права. По вине пешеходов и животных произошло только 20% несчастных случаев, а по причине неисправностей в автомашинах — еще 6% случаев. Эти цифры подтверждают высказанное 2 года назад в отчете ВОЗ мнение, что во всех несчастных случаях на дорогах приблизительно на две трети повинны чисто человеческие факторы. «Таким образом, чисто техническими факторами и факторами окружающей среды объясняется лишь небольшая часть таких случаев»,— говорится в отчете. В числе наиболее распространенных причин несчастных случаев на дорогах в отчете было особо названо потребление алкогольных напитков и психотропных средств. Как подчеркнул д-р Хидео Синод-заки, работник Регионального бюро ВОЗ для Западной части Тихого океана, «это особенно верно в от ношении развитых и быстро развивающихся стран региона». Есть и другие причины. Как пояснила представительница Филиппинской организации по безопасности движения, «рост числа несчастных случаев на дорогах в этой стране объясняется огромной диспропорцией между числом дорог, строящихся ежегодно, и числом машин, выпускаемых ежедневно». По статистическим данным, в 1977 году в стране насчитывалось 950 ООО автомашин различных марок, из них 60% было сосредоточено в Маниле, и число машин неуклонно растет. На Филиппинах одна автомобилестроительная фирма выпускает 100 машин в день. Далее, общая протяженность дорог многочисленных островов Филиппинского архипелага составляет около 120 000 км. Далеко не все дороги поддерживаются в хорошем состоянии, что также увеличивает вероятность несчастных случаев. В стране, и особенно в городах, очень много дорог настолько узких, что они не в состоянии пропускать все увеличивающееся число автомашин»,—сказала пред ставительница Организации по безопасности движения. А органы автоинспекции считают, что всему виной отсутствие дорожных знаков и средств управления движением, необходимых для регулирования потоков машин и пешеходов. Г-н Д. М. Дент, австралиец, служащий консультантом в филиппинском Министерстве общественных шоссейных дорог, заявил: «водители на Филиппинах не хуже водителей в Гонконге, Токио, Мадриде, Париже или Риме. Разница, и существенная, заключается в том, что здесь нет даже элементарных средств управления уличным движением. По данным Полицейской группы патрулирования шоссейных дорог, на 10 000 человек населения приходится только один регулировщик уличного движения. И без того неблогоприятная обстановка еще более осложняется недостатком соответствующих медицинских учреждений и врачей для оказания помощи пострадавшим. На Филиппинах зарегистрировано всего 40 врачей-ортопедов, и все они, за исключением 16 человек, практикуют в столице», сказал д-р Веньямин Тамесис. 20 | Д-р Веньямин Тамесис возглавляет Национальную ортопедическую больницу, крупнейшую в стране. В больнице 700 коек, и показатель их занятости составляет почти 90%. Было бы желательно расширить больницу, увеличив число коек, но д-р Тамесис опасается, что качество медицинского обслуживания при этом ухудшится. «Вместо этого мы решили рекомендовать президенту Филиппин учредить сельское отделение Национальной ортопедической больницы для оказания помощи больным, не являющимся жертвами несчастных случаев,— сказал д-р Тамесис,— таким образом, главная больница будет обслуживать исключительно тех, кто пострадал от несчастных случаев на дорогах». Чаще всего у таких пострадавших бывают повреждения позвоночника и черепные травмы, переломы переносицы или ожоги. Д-р Тамесис предложил создать при больницах различных провинций и районов Филиппин специальные пункты для оказания помощи пострадавшим в результате несчастных случаев на дорогах. В целях предотвращения несча стных случаев на дорогах были приняты специальные постановления. Так, от водителей теперь требуется иметь при себе в багажнике знаки аварийной остановки на случай, если машина увязнет или в дороге возникнет необходимость в ремонте. Мотоциклисты должны ездить в защитных шлемах и не должны возить на заднем сиденье более одного пассажира. Пока еще не принято постановление, обязывающее пользоваться в автомашинах ремнями безопасности, но такие ремни постепенно завоевывают популярность у наиболее сознательных и осторожных водителей. В октябре 1979 года в Маниле состоится конференция ВОЗ, цель которой — помочь определить масштабы проблемы безопасности движения и выработать рекомендации по проведению необходимых мероприятий. Несмотря на недостаток информации о положении во многих других развивающихся странах, можно предположить, что там будут наблюдаться те же тенденции, что и на Филиппинах. Различными будут лишь статистика несчастных случаев, нанесенный материаль ный ущерб, число имеющихся медицинских учреждений и обстоятельства, ведущие к несчастным случаям. В 1960—1972 годах ВОЗ проводила обследование в Гонконге, на Ямайке, в Иордании и Индонезии. Его результаты показали снижение смертности от инфекционных, кишечных и респираторных болезней и неуклонный рост смертности вследствие несчастных случаев на дорогах. В Гонконге в период с 1954 по 1964 год уровень смертности от респираторных заболеваний снизился почти на 80%, в то время как уровень смертности вследствие несчастных случаев на дорогах возрос более чем на 160%. В промышленно развитых странах несчастные случаи на дорогах, в быту и на производстве сейчас стали основной причиной смертности взрослых и детей в возрасте старше одного года. В Великобритании, например, где вследствие несчастных случаев на дорогах ежегодно погибает около 6500 человек, подсчитано, что если бы в автомашинах все пользовались ремнями безопасности, это спасло бы около 1000 жизней в год. В этой статье рассматривается проблема несчастных случаев на дорогах в одной из развивающихся стран — на Филиппинах. 21 |