Курение — чудовище, созданное человеком. // ж-л «Здоровье мира» (ВОЗ), июнь 1979

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 21   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32 

жанных попали из-за того, что выпили лишнее. Таким образом, аргументы экономического характера не выдерживают критики.

Вариант приведенного выше довода звучит следующим образом: «Моя страна экспортирует алкогольные напитки в большом количестве и нуждается в иностранной валюте для улучшения своего платежного баланса». На это мы ответим, что ни одна международная фирма не может в наше время настаивать на своем праве разрушать здоровье людей ради прибыли, а международная торговля алкогольными напитками как раз имеет прямое отношение к здоровью людей. Если это является также и деликатной политической проблемой, к ней требуется объективный подход. При своевременном предупреждении международные корпорации могут изменить ориентацию своей деятельности и политику цен, заняться торговыми операциями в другой области. Не менее знаком и следующий аргумент: «Я склонен согласиться с вами, но ничего сделать в действительности нельзя, это слишком трудная и сложная проблема». Подобные сетования характеризуют пораженческую позицию. Такой аргумент следует встречать в штыки, твердо настаивая на том, что связанные с алкоголем проблемы могут быть решены, что могут быть приняты весьма эффективные профилактические меры, что все аспекты этой работы могут быть объединены с общими программами раз

вития страны, выполняя каждый свой роль в общем деле.

Имеются свидетельства того, что конкретные меры во многих странах являются весьма эффективными. Так, например, специальное законодательство, дающее право полиции проверять у водителей наличие алкоголя в крови, спасает много человеческих жизней; меры, предусматривающие решение связанных с алкоголем проблем на производстве, помогают сохранить людям работу и препятствуют снижению производительности труда; практика лицензирования оказывает существенное влияние на общественное здравоохранение; упорядочение розничных цен, если эта мера приемлема в политическом отношении, приводит к резкому снижению смертности от связанных с алкоголизмом состояний.

Остается свести все эти аспекты воедино — необходимы интегрированные программы. Публично провозглашенное ВОЗ намерение принять активное участие в этой работе явится для многих стран той жизненно необходимой психологической поддержкой, которая поможет покончить с бездействием и пессимизмом.

И наконец, остается опровергнуть еще один довод примерно такого содержания: «Я с большим интересом выслушал все, что вы сказали,— это звучит очень убедительно. Но нам необходимо потратить еще несколько лет или десятилетий для досконального изучения данной проблемы».

Для ответа на это возражение можно воспользоваться такой аналогией. Если бы имелись какие-либо данные, даже в предварительной форме, что некоторый гипотетический болезнетворный агент может наносить вред физическому и психическому здоровью людей, мешать социальной адаптации, угрожать блогополучию семьи и снижать производительность труда в таких же масштабах, как это делает чрезмерное потребление спиртных напитков, и если бы мы видели, что эта инфекция свирепствует во многих районах мира и стремительно распространяется в развивающихся странах, если бы, наконец, мы располагали средствами для лечения и профилактики этой инфекции, неужели мы ждали бы получения дополнительной информации, прежде чем принять против этой вымышленной болезни необходимые меры? Конечно, нужны дальнейшие исследования, но не как оправдание для бездействия.

Наша статья посвящена связанным с алкоголем проблемам, но по своей сути и в более общем смысле эти проблемы отражают основные концепции здравоохранения: здоровье — это психосоциальная приспособленность, плохое здоровье — это неприспособленность. Это именно те проблемы, которые требуют от нас максимальной проницательности и дальновидности, высокого чувства долга и всей нашей решимости в стремлении добиться необходимого уровня здоровья.

17

Убийцы на дорогах

За последнее время в связи с быстрым развитием страны на Филиппинах резко возросло число несчастных случаев на дорогах. Есть все основания предполагать, что и другие развивающиеся страны будут сталкиваться с этой проблемой

АДЛАЙ ДЖ. АМОР

о данным Всемирной организации здравоохранения, несчастные случаи на дорогах представляют собой серьезную проблему общественного здравоохранения во всем мире и вызывают все большую озабоченность в развивающихся странах.

Возьмем Филиппины. Вследствие быстрого развития страны в последнее десятилетие число несчастных случаев на дорогах резко возросло. Только в 1977 году число несчастных случаев на дорогах увеличилось по сравнению с предыдущим годом более чем на 80%. По данным Полицейской группы патрулирования шоссейных дорог, одного из филиппинских органов автоинспекции, число несчастных случаев на дорогах в 1977 году достигло 34 612, в то время как в 1976 году оно составило 18 510. С учетом данных других организаций, таких, как Комиссия по перевозкам наземным транспортом, общее число несчастных случаев на дорогах в 1977 году составило 39 ООО.

По мнению Полицейской группы патрулирования шоссейных дорог, такое рекордное число несчастных случаев на дорогах объясняется «вопиющими нарушениями правил безопасности водителями, несмотря на все усилия различных органов автоинспекции предотвратить их».

В результате несчастных случаев на дорогах в 1977 году погибло около 1000 человек — большей частью профессиональных и начинающих водителей — и более

11 500 человек получили травмы. Еще большее число несчастных случаев на дорогах остается незарегистрированным»,— заявила Сонья Сантьяго, представительница Фи

липпинской организации по безопасности движения. Эта полу-правительственная организация была создана в 1959 году с целью спасения жизней и имущества граждан путем предотвращения несчастных случаев на дорогах.

Как сообщила далее Сонья Сантьяго, точные данные о стоимости поврежденных автомашин неизвестны, но из 200 млн. песо (27,8 млн. долл. США), полученных страховыми компаниями от обязательного страхования автомашин в 1977 году, около 180 млн. песо (25 млн. долл. США) было впоследствии выплачено в виде страховых возмещений.

Подсчитано, что ежегодно на филиппинских дорогах происходит 94 несчастных случая, или минимум 1 случай каждые 15 минут. Каждый день в автомобильных катастрофах погибают 3 человека и каждые 2 часа 3 человека получают травмы.

Наибольшее число несчастных случаев происходит в часы «пик» — с 10.00 до 13.00 и с 18.00 до 20.00. Из дней недели наибольшее число несчастных случаев приходится на субботу (19% от общего числа), воскресенье (17%) и среду (15%), когда филиппинские католики устремляются в церкви слушать мессу, которую служат в середине недели.

В противоположность прежней точке зрения основная масса несчастных случаев происходит вследствие столкновения двух и более автомашин. В 1977 году на такие столкновения пришлось 73% всех несчастных случаев, в то время как наезды автомашин на пешеходов составили лишь 20% несчастных случаев.

Анализ причин этих несчастных случаев показал, что 65% из них

IL

18



Hosted by uCoz